Управление бухгалтерией
20 лет услуге "Выведение "шаманства"из бухгалтерии"
Для чего
Руководители компаний и финансовые директора в своей работе часто сталкиваются со следующими ситуациями:
- в бухгалтерии постоянный аврал...
- в документах возможно огромное число ошибок по невнимательности или из-за пропущенного нововведения (а проверить огромные кипы папок с документацией не представляется возможным)…
- нет понимания, все ли налоги оптимизированы, отсутствует система контроля этого процесса...
- многие задания бухгалтеру уходят в небытие (отговорки типа: "Это по 05-му не дебетуется!")…
- непонятно, как выстроить управление бухгалтерией – это некая терра инкогнита…
- временами просто панический страх перед бухгалтером...
Уважаемые руководители предприятий знают: когда квалификация сотрудников (в данном случае - бухгалтера) в "предметной" области объективно выше, становится затруднительно проверить их работу (в том числе, их загруженность), не вникая в "детали" предмета. Как следствие, начинается "шаманство" с их стороны, т.е. избегание работы путем осознанного или неосознанного ее усложнения, запутывания, "ухода в квалификацию".
Что делать
Внедрение технологии по управлению работой бухгалтерии у Вас на предприятии происходит при непосредственном Вашем участии. Оно состоит в выполнении ряда заданий, каждое из которых решает определенную задачу (подробнее см. в разделе "Этапы работ").
Выполняя эти задания и всякий раз получая от нас обратную связь в режиме сопровождения (вычитку, корректировки, рекомендации по внедрению и пр.), Вы сможете:
- определить и оптимизировать загруженность бухгалтерии - как отдела в целом, так и каждого сотрудника в отдельности;
- собрать и систематизировать документы / отчеты бухгалтерии и сроки их сдачи в контролирующие органы;
- ввести процедуру проверки на типовые (характерные) ошибки;
- разработать систему оплаты сотрудников бухгалтерии;
- систематизировать работу с нововведениями;
- ввести алгоритмы инициативности и процедуру описания специфики работы бухгалтерии;
- выработать корпоративные стандарты / внутрифирменные правила и т.д.
а также прояснить для себя такие вопросы, как:
- Как платить зарплату и премию бухгалтеру так, чтобы он работал с максимальной отдачей и, в первую очередь, в интересах Компании?
- Как перестать бояться увольнения бухгалтера, даже если у предприятия узкая специфика?
- Как справляться с внешними обстоятельствами (налоговой инспекцией, иными структурами и т.п.), когда они нарушают запланированный ход работы?
- И многое другое…
Таким образом, это НЕ "учеба с отрывом от производства" и НЕ "тренинг в закрытой аудитории". Это совместное (вместе с Вами) пошаговое внедрение на Вашем предприятии определенных управленческих решений, предусмотренных самими заданиями.
Поэтапный процесс выполнения всех заданий позволяет изучить и внедрить технологию в спокойном и удобном режиме (не авралом). А сама технология останется у Вас в виде электронного кейса "RI-BILLER" для дальнейшего управления Вашей бухгалтерией.
График стажировки
В процессе внедрения предусмотрены следующие этапы (задания):
1. Определение загруженности бухгалтеров (всех в целом и каждого сотрудника в отдельности). Оптимизация
Задание | Тема |
---|---|
№ 1, 2 |
Изучение работ бухгалтеров. (Примечание. Перечень работ бухгалтерии "привязан" к работам и формам программы 1С: Предприятие 8.0.- Бухгалтерия.) Количественный подсчет работ и документов за характерный для предприятия месяц. |
№ 3, 4 |
Нормирование. (Примечание. Буквально с секундомером (!) были выведены нормы на работы и заполнение форм программы 1С: Предприятие 8.0.- Бухгалтерия.) Оценка качественного уровня работ бухгалтеров. |
№ 5, 6 |
Проверка норм. Измерение и анализ загруженности отдела. Анализ распределения работ между сотрудниками. Оптимизация работы всего отдела. Выводы и усовершенствования по итогам предыдущих шагов. |
2. График подготовки документов
Общеизвестный факт: начало месяца, следующего за кварталом, зачастую напоминает страду.
Интересно обратить внимание на феномен: любой руководитель, в принципе, понимает, что частые авралы – это, скорее, следствие запущенности, а не форс-мажоров.
Однако эта, в целом, очевидная и верная мысль не приходит в голову, когда речь заходит об очень конкретной (собственной) бухгалтерии. Поэтому в заданиях:
№ 7, 8 |
Составляется график сдачи документов/отчетов: Собираются и систематизируются сроки в общий график, к которым контролирующие органы требуют сдачи документов. Вырабатываются стандарты по срокам сдачи документов руководителю на проверку и срокам сдачи в контролирующие органы (во избежание авралов). Сводятся в общий График сдачи работ/документов. Заносятся данные в График сдачи работ/документов. Рассчитывается результативность по срокам. |
3. Введение процедур проверки типовых ошибок
Помимо соблюдения сроков сдачи, очень важно качество выполнения работы.
В учетной части бухгалтерии качество – это, по сути, отсутствие ошибок.
Ошибки допускаются по 2-м причинам:
а) по невнимательности;
б) из-за пропущенного нововведения.
Здесь выполняются следующие задания:
Задание | Тема |
---|---|
№ 9, 10 |
Составляется перечень типовых ошибок. Оценивается тяжесть ошибок. Выполняется проверка ошибок с занесением результатов в журнал проверки на типовые ошибки. |
4. Модели оплаты труда
Зарплата бухгалтера складывается из 2-х частей: постоянной и переменной. Мы рассматриваем систему зарплаты на примере "смешанной" ("процентно-балльной") системы.
В задании подробно описывается сама модель оплаты труда бухгалтера, т.е. критерии и приемы оценки его работы. Включая бонус за бухгалтерские решения, в результате которых произошла, например, оптимизация налогов, появилась возможность отнести затраты на себестоимость (учитывать в расходах), снизились трудоемкость или фонд оплаты труда и т.д.
Задание | Тема |
---|---|
№ 11 | Разработка моделей оплаты труда |
5. Работа с нововведениями
Это задание посвящено тому, как не пропустить изменений в Законодательстве.
Как было замечено ранее, ошибки допускаются по 2-м причинам:
а) по невнимательности;
б) из-за пропущенного нововведения.
С типовыми ошибками "по невнимательности" мы разбираемся в Задании 3 (выше). Но как быть, если бухгалтер пропустил изменения в законодательстве и ошибка связана именно с этим? Конечно, его нужно наказать, но ущерб может оказаться несравнимым даже с самым строгим наказанием.
Если ущерб от ошибки превышает несколько зарплат сотрудника, то это задача на "защиту от дурака", а не на величину штрафа. Поэтому все дальнейшие решения направлены именно на заблаговременное предотвращение ошибок, связанных с пропущенными нововведениями.
Как правило, если выполнять шаги, перечисленные в этом задании, то подобного рода ошибок удастся избежать практически на 99%:
Задание | Тема |
---|---|
№ 12 |
Составление списка источников нововведений (необходимых для изучения). Заполнение журнала нововведений. Проведение планерок по нововведениям. |
6. Работа с "уважительными" причинами. Журнал согласования-рассогласования. Алгоритмы инициативности
Сотрудники так устроены, что каждому опозданию на работу или любому "не сделано", "сделано не вовремя", "сделано с ошибками" найдут самое благовидное оправдание.
Причем будут "обижаться", если руководитель не будет входить в их "сложное" положение.
Если же будет, то еще хуже – перестанут уважать и начнут этим злоупотреблять.
Эти задания посвящены тому:
- Как быть в тех случаях, когда работа не выполнена (или допущено нарушение) по "уважительной" причине.
- Как быть с незапланированными отвлечениями от работы, на которые нельзя не реагировать?
- Как быть в тех случаях, когда процедуру не пропишешь, т.к. сотрудник соприкасается с контролирующими органами, внешними контрагентами, которые подводят...?
С этой целью выполняется:
Задание | Тема |
---|---|
№ 13, 14 |
Описание причин несвоевременной (не в полном объеме) сданной работы/допущенных ошибок, нарушений в случае, когда сотрудник не согласен с предстоящим наказанием. Описание действий по алгоритму инициативности. Предоставление информации в случае нестандартной задачи, выходящей за компетенцию сотрудника. |
7. Разделение функций принятия решений и исполнения
Решаются проблемы, связанные с отсутствием технологий:
А) Поиска решений, например:
- Непонятно, оптимизированы ли налоги... Возможно, предприятие могло бы платить меньше...
- Вечная проблема – решение вопроса, сколько нужно денег на следующий месяц и сколько их поступит от плательщиков, хотя бы предварительно.
В результате планирования не получается. Информация о нехватке или переизбытке денег поступает в момент наступления дефицита/профицита. Хотя надо, чтобы деньги, необходимые на расходы, всегда оставались и, в то же время, не залеживались на счете, а приносили доход.
- Нет общей картины дебиторско-кредиторской задолженности, общей финансовой картины предприятия.
- Нет полного и систематизированного мат. учета склада готовой продукции.
- Подразделения несвоевременно представляют первичные документы о доходах, о реализации, о поступлении и выбытии товаров, готовой продукции.
- Не своевременно составляется отчет кассира по кассе предприятия из-за ошибок операционных кассиров при отражении выручки по видам товаров, услуг.
Б) Принятия решений, например:
- Не посвящая руководителя во многие проблемы, бухгалтерия пытается принимать самостоятельные решения по вопросам, которые выше их компетенции.
- Большинство решений правильные, но процентов 15 – вопиющие ошибки...
- Постоянные намеки на высокую ответственность работы бухгалтерии.
Как следствие – культивируемая "важность" бухгалтерии перед остальными подразделениями организации и требование более высокой, по сравнению с ними, зарплаты.
- Порой восприятие любых действий руководителя как покушение на самостоятельность и авторитет бухгалтерии.
- Гл. бухгалтер – этакий "профсоюзный" лидер коллектива, который НЕ защищает интересы фирмы.
Наша задача: перейти от любой абстрактной проблемной ситуации к конкретной (т.е. нужно выделить оперативную зону задачи).
Поэтому выполняется:
Задание | Тема |
---|---|
№ 15, 16 |
Описание технологии корректной постановки заданий (в т.ч. и с целью оптимизации налогообложения). Предотвращение ситуаций "лени второго уровня ", когда сотрудник выполняет НЕ важные, а психологически более легкие и приятные работы. Сортировка и решение задач. |
8. Описание специфики работы бухгалтерии предприятия
Одна из частых причин "шаманства" - сотрудник знает себе цену и чуть-чуть злоупотребляет этим, явно или неявно, шантажируя своим увольнением (по этой причине он нередко находится в частично управляемом состоянии).
Для решения этой задачи необходима "инвентаризация" этого опыта хороших сотрудников [т.е. тех, которых есть за что ценить] и документирование важных для фирмы моментов, например:
- найденных решений по налогообложению со ссылками на первоисточники или выдержками из них;
- перечень усовершенствований отчетов и пр. бухгалтерских программ;
- "особенностей" рабочего места (для понимания, где хранятся файлы-шаблоны, типовые запросы и т.п., как они называются и т.п.);
- контактов в контролирующих органах;
- иного...
Все эти моменты могут быть освещены в рамках описания "специфики" бухгалтерского учета.
Технологии и опыт должны стать передаваемыми, поэтому потребуются документы, которые делают уход бухгалтера некритичным.
Для этого выполняется:
Задание | Тема |
---|---|
№ 17, 18 |
Составление списка полезного опыта. Непосредственно описание специфики работы бухгалтерии. |
9. Выработка фирменных стандартов/правил
Предыдущие задания (выше) посвящены выстраиванию технологий работы бухгалтерии.
На этом же шаге полезно свести все правила и технологии в единый "моральный и технологический кодекс" работы отдела. Таким документом являются фирменные стандарты/правила.
В этих заданиях приводится перечень стандартов, адаптированный к работе бухгалтерии:
Задание | Тема |
---|---|
№ 19, 20 | Выработка фирменных стандартов и правил:
|
На каждом этапе:
- ведется работа с соотв. документами и шаблонами отчетности из электронного кейса "Управление бухгалтерией "RI-BILLER",
- даются рекомендации по дальнейшему мониторингу и внедрению технологии.
Формат и продолжительность работы
- ЗАОЧНО (по электронной почте и скайп-связи) - 3 месяца (10-15 сеансов в месяц).
- ОЧНО (с приездом специалистов на предприятие) - обсуждается индивидуально.
Работа выполняется только для всего отдела бухгалтерии, финансовой службы и т.д.