1372
Воспользуйтесь колесиком мышки чтобы настроить масштаб
aaaadddaaaa
КТО – В ГЕНИИ, КТО – В НЛПИСТЫ

Стратегии гениев с позиции НЛП

© Cвятослав Лалин

Кто – в гении, кто – в НЛПисты


В последнее время на рынке отечественной психологической и бизнес-литературы, посвященной проблеме воспитания творческих (или более современно – креативных) навыков, появилось огромное количество всевозможных, в том числе и западных, переводных методик. Одной из таких разработок является нейро-лингвистическое программирование (НЛП). Что же предлагает нам данная методика? Насколько практичны и реализуемы ее методы и рекомендации?

По совету отечественных специалистов по НЛП, мы обратились к наиболее проработанному и сильному в методическом, по их словам, плане, изданию по НЛП: Robert B. Dilts. Strategies of Genius. – USA: Meta Publications Inc. 1994. Перевод Анастасии Полянской.


Предоставим уважаемому Читателю возможность самому оценить ценность предлагаемых рекомендаций, методичность и разработанность стратегий гениев. Поэтому далее последуют длинные цитаты.

стр. 90
Проведение стратегии Аристотеля для исследования и организации проблемной области.

Литературная стратегия НЛП заставляет человека развивать и совершенствовать начальное предложение в абзац с помощью использования ключевых слов или “подсказок” с тем, чтобы выделить связанные между собой мысли в процессе ассоциаций. Например, один из методов обнаружения того, что Аристотель называл “серединой”, предполагает использование так называемых “соединительных” слов. Соединительными считаются те слова или фразы, которые связывают одну мысль с другой; такие как:

Соединительными считаются те слова или фразы, которые связывают одну мысль с другой


стр. 92
Следующая таблица иллюстрирует список возможных соединительных слов, местоимений и глаголов таблицы основных времен, которые можно объединить при использовании данного типа стратегии для исследования проблемы.

ТАБЛИЦА


стр. 139
Стратегия Шерлока Холмса, в основном, предполагает объединение группы внешних и поведенческих ключей к разгадке, чтобы на основе целостной картины прийти к какому-либо решению. Этот процесс включает ряд ключевых элементов и суб-навыков, в том числе:

НАБЛЮДЕНИЕ – соответствие свойств внешних ключей, взятых в одном содержании, характеристикам другого содержания.

ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ – предположительное знание или убеждения относительно структуры или “проблемы”, где намечается какое-либо решение. Предположения определяют значимость или важность решения.

ПОДРАЗУМЕВАЕМОЕ – представление о том, какие действия могли бы привести к внешним решениям, которые вы ищите в проблемной области, относительно которой вы строите предположения.

ВЫВОД – устранение или подкрепление возможных действий путем поиска других поддерживаемых или неподдерживаемых решений для каждой возможности.

МЕТАПОЗНАНИЕ – полученная путем самонаблюдения осведомленность о собственных мыслительных процессах и слежение за “ходом мыслей”, которые приводят к вашим решениям.


стр. 264
Вот как можно сформулировать стратегию Моцарта для включения бессознательных процессов и стимулирования вторичного мышления во время поиска творческого разрешения проблемы:

  • Подумайте о проблеме, которую вы пытаетесь разрешить, или о результате, которого хотите достигнуть. Путем самонаблюдения обратите внимание на то, что вы в данный момент думаете и чувствуете по поводу проблемы или результата, и на то, какой выбор вам кажется приемлемым.
  • Выработайте в себе позитивный настрой, который приведет вас к желаемому состоянию, необходимому для работы с вашей проблемой.
  • Позвольте этим чувствам перелиться в звуки, которые вам приятны или которые улучшают ваше желаемое внутреннее состояние.
  • "Услышьте" проблему как некоторый звук. Поначалу он может нарушить вашу желаемую внутреннюю "музыку".
  • Позвольте звукам, отражающим ваше внутреннее состояние и проблему, преобразоваться во вкусовые ощущения и в запахи, которые у вас могут ассоциироваться с пищей.
  • Найдите “контрапункты” для звуков и вкусов проблемы (например, звуки и вкусы из внутренней музыки и запахи, которые поддерживают или нарушают звучание проблемы).
  • Создайте из звуков и вкусов образ (форму, цвет, яркость и т.п.) и посмотрите, как они взаимодействуют в совокупности. Позвольте образу сформироваться в некоторое абстрактное представление, которое метафорически олицетворяет решение проблемы.
  • Вернитесь к своему обычному сознательному образу мыслей относительно проблемы и обратите внимание на то, какие произошли изменения.

ПРИМЕЧАНИЕ:
При этом должны заметить, мы стремились перевести места,
резюмирующие основные результаты автора.

Статья опубликована в бюллетене "Рекламное Измерение" № 1 (30), 1997 г.

aaaadddaaaa