Авторские права рекламиста
Система оценщиков интеллектуальной собственности
Авторские права рекламиста. Реклама в законе
Великий Леонардо вел свои записи левой рукой справа налево и вывернутыми наизнанку буквами, а во всех его технических эскизах обнаруживается лишняя шестеренка, делающая невозможной работу задуманного механизма при его воспроизведении. Зачем такие сложности? Перед нами - попытка защитить свои права и сделать невозможной реализацию идеи в отсутствие Автора. Характерно, что в сегодняшнем мировом списке наиболее распространенных правонарушений первое место занимают дела, связанные с наркотиками, а на втором - нарушение авторских прав! В настоящее время в России права Рекламиста можно защищать как с помощью "Патентного закона", так и в режиме авторского права и смежных прав.
РЕКЛАМА И ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА
Качество рекламы растет: появилась отличная цветная печать, в избытке промышленно изготовленные рекламные сувениры, то есть рынок рекламных услуг сложился, технические проблемы решаемы, и с неизбежностью возник такой элемент конкурентной борьбы, как наличие творческих решений (идей, изобретений, инноваций) в рекламе...
Но удачные находки, как это хорошо известно на примере рынка компьютерных программ и видеоклипов, "растаскиваются" нечистоплотными конкурентами. (Чего стоит, например, вначале оригинальный, а ныне уже банальный вид текущего шоколада при рекламе сладостей.)
Как с помощью Закона можно защитить свои права?
Отношения, возникающие при создании и использовании произведений науки, литературы и искусства (авторское право), в том числе и рекламы, а также фонограмм, исполнений, постановок, передач эфирного или кабельного вещания (смежные права) регулируются принятым 9 июля 1993 года Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах", вступившим в силу после опубликования в газете "Российские вести" № 152 в 1993 году.
Авторское право распространяется на обнародованные и необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме: письменной (например, слоган), звуко- и видеозаписи, устной, объемно-пространственной (щит).
Но, внимание!
"Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты" (п. 4 ст. 6 закона). То есть авторское право, в отличие от Патентного закона, распространяется лишь на внешнюю форму выражения произведений. При этом "авторское право" на произведения науки, литературы и искусства возникает по факту создания произведения Автором и не требует регистрации произведения государством!
Так, на одном из семинаров было предложено делать рекламу в виде букв-сугробов или расчищенных от снега участков на льду Невы. Сама исходная идея авторским правом не охраняется, но форма ее реализации - да. Или: пока нет конкретного объекта, сама "голая" идея не охраняется авторским правом.
Аналогично, после обучения ТРИЗ в 1994 году сотрудники фирмы "Ольга" предложили размещать рекламу на оборотной стороне транспортных талонов. Не сама идея, а именно оформление талонов также является объектом авторского права.
КАК ЗАЩИЩАТЬ ПРАВА РЕКЛАМИСТАМ?
Хотя авторские права и возникают "по факту создания произведения" и специальной регистрации не требуют, но в случаях судебного спора Автору придется доказывать факты:
- личного авторства;
- приоритета (даты создания);
- наличия прав на использование произведения и основанных на них прав (см. следующий раздел статьи);
- действительности нарушения авторских прав (например, образец рекламы, выполненный нарушителем авторских прав).
Поэтому, особенно для Авторов и фирм, намеренных серьезно и долго работать в рекламном бизнесе, полезно знание приемов предосторожности и грамотного оформления передачи авторских прав... К подобным предосторожностям - фиксации личного авторства и даты приоритета - можно рекомендовать посылку авторских материалов самому себе по почте в запечатанном письме и/или хранение их у нотариуса. В качестве одной из технических мер предосторожности можно привести прием ежегодного изменения системы сокращений адресов в справочнике "Москва-93", что помогло уличить "пиратскую" перепечатку в справочнике "Адреса Москвы" ("Комерсантъ Daily", № 223, 1993 г.).
Для оповещения пользователей о режиме авторского права рекомендуется ставить предупредительную маркировку, состоящую из символа (С), наименования (Ф.И.О.) правообладателя, года первого использования. (Для информирования о защите смежного права используется символ (Р), который размещают на каждом экземпляре фонограммы и/или на каждом содержащем его футляре.) Авторские права действуют в течение всей жизни Автора и 50 лет после его смерти, а личные неимущественные права: право авторства, право на имя и право на защиту репутации Автора - охраняются бессрочно. (Смежные права действуют в отношении Исполнителя в течении 50 лет после первого исполнения или постановки.)
ЧТО ДАЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА?
При грамотном оформлении использования и передачи объектов авторского права (к которым относятся и рекламные решения) от одной фирмы или частного лица к другой, возможно не только обеспечить получение авторского вознаграждения, но и сэкономить на налогах: например, операции по получению авторских прав не облагаются НДС (п. к. "Инструкции о порядке уплаты НДС").
Все авторские права делятся на:
- личные неимущественныеправа: право авторства, право на присвоение своего имени (присвоение имени Автора конкретной рекламе для нас непривычно, но практикуется во Франции), защиту репутации Автора;
- имущественные права, т.е. права на использование произведения, распространение экземпляров любым способом, импорт, публичный показ или исполнение, сообщение произведения (например, по радио), переделку и аранжировку.
Имущественные права на использование произведений могут передаваться Заказчику только по авторскому договору. Грамотно составленный авторский договор обязательно должен содержать: способы использования произведения (конкретные передаваемые права), срок и территорию действия договора, размер и порядок определения вознаграждения, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными (п. 1, ст. 3 Закона). При этом все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются непереданными (п. 2, ст. 31 Закона)!
Особой предосторожности требует передача устной информации, представляющей, в силу своей неизвестности для Заказчика, коммерческую ценность.
Деликатность момента заключается в том, что Заказчик готов заплатить за решение, предварительно ознакомившись с его сутью, после чего желание оплачивать информацию часто пропадает: "Зачем платить за то, что уже известно?" Поэтому для защиты авторских прав рекомендуем перед "раскрытием" информации, например проекта рекламной кампании, подписать соглашение с предполагаемым Заказчиком о конфиденциальности, где оговорить:
- вид информации (что именно передается);
- цели передачи информации (например, только для ознакомления без права использования);
- сроки использования информации Заказчиком;
- обязательства сохранения тайны и ответственность за ее нарушение (способы возмещения ущерба при нарушении обязательств);
- намерение партнеров передать права на основе отдельного авторского договора.
При этом отказ в подписании подобного соглашения можно рассматривать как несомненный факт ненадежности Заказчика... (Проверено!) Особо хотим остановиться на защите авторских прав. За нарушение авторских и смежных прав реально потребовать через суд:
- признания прав;
- прекращения действий (например, прекращение выпуска рекламной продукции), нарушающих права;
- возмещение убытков, включая упущенную выгоду или взыскание дохода, полученного нарушителем, вместо возмещения убытков;
- выплаты компенсаций в сумме от 10 до 50 000 минимальных зарплат.
(Нарушитель выплачивает также штраф в размере 10% от суммы, присужденной судом в пользу истца, который направляется в бюджет.) Более того, ряд страховых компаний интенсивно прорабатывают вопрос страхования рисков использования интеллектуальной собственности.
ПЕРЕЙДЕМ К ПРАКТИЧЕСКИМ ВЫВОДАМ
- В ближайшие несколько лет, помимо выпуска традиционной рекламной продукции, можно прогнозировать появление в России рынка авторских творческих решений, а также судебных прецедентов преследования нарушителей. По аналогии с западным опытом, можно ожидать, что эта область будет весьма дорогостоящей. (Так, американский суд признал иск некой Кристал Картье к Майклу Джексону и обязал его выплатить 40 миллионов долларов за плагиат песни "Dangerous", ставшей заглавной темой одного из его дисков.)
- Авторские находки в области рекламы охраняются при наличии признаков изобретений в режиме Патентного закона, а произведения, не имеющие официальных охранных документов - в режиме авторского права.
- Целесообразно охранять свои авторские права и грамотно оформлять передачу прав на использование, поскольку в этом случае возможно:
- получить авторское вознаграждение;
- сэкономить на налогах;
- преследовать нарушителей. - В Санкт-Петербурге Северо-Западное страховое общество страхует риски при использовании интеллектуальной собственности в уставном фонде предприятий. Также здесь можно приобрести формы договоров на передачу интеллектуальной собственности, получить консультацию по вопросам оформления, передачи и ее эффективного использования, в том числе, и в области рекламы.
Статья опубликована в журнале "Экспресс Сервис" № 5, 1994 г.,
бюллетене "Рекламное Измерение" № 2, 1994 г.