1581
Воспользуйтесь колесиком мышки чтобы настроить масштаб
aaaadddaaaa
ПУБЛИЧНОЕ МУЗЕЙЦИРОВАНИЕ

Музей как средство Public Relations

© Игорь Захаров,
г. Санкт-Петербург

Музей как средство Public Relations


Аккумулируя предметы старины и архивные материалы, воссоздавая имена и события прошлого, музей всегда будет хранителем традиций. Тем более - музей высшего учебного заведения! Ведь внимание и интерес к собственной истории всегда повышают авторитет ВУЗа в средствах массовой информации. И в этом смысле музей является одним из мощных средств public relations.

Завершая серию статей о взаимоотношениях ВУЗа с представителями СМИ, автор рассказывает об эффективности использования такого средства PR, как Мемориальный музей А.С. Попова при ЛЭТИ.


Мне посчастливилось работать с Е.Г. Кьяндской-Поповой, директором Мемориального музея А.С. Попова при ЛЭТИ, внучкой изобретателя радио. Не заботясь о собственном имидже, она была воплощенным образом хранительницы времени.

Положение музея в середине 80-х годов было нелегким. Советская бюрократия уже смотрела на Запад и не желала слышать ни о чем отечественном. Неуклюжая сталинская пропаганда, пытавшаяся силой заставить веровать в Попова, привела к тому, что отрицать его приоритет стало геройством. Факт изобретения радио в "отсталой" России пришел в противоречие с кризисом радиопромышленности в стране, готовившейся указать всем путь в будущее. Много спекуляций было связано с противопоставлением "грозоотметчика" Попова его же приемнику. Невеждам "грозоотметчик" казался чем-то вроде устройства из согнутого гвоздя и куска проволоки, они и не задумывались, что приемник "Сони" - "грозоотметчик".

В это время денег на музей государство почти не выделяло, содержал его только институт. Необходимо было привлечь внимание СМИ, но как? Один авторитет изобретателя уже не срабатывал. Требовалось ПЕРЕСМОТРЕТЬ КОНЦЕПЦИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ музея со СМИ. Группа энтузиастов проанализировала причины падения общественного интереса к фигуре А.С. Попова. Было выделено семь основных факторов:

ФАКТОР 1. Попов оказался в роли одинокого "отца радио" на пепелище истории, оставленной сталинской пропагандой. Одних его коллег нельзя было упоминать как "белых", вторых - как "невозвращенцев", третьих - как "врагов народа". Оплевыванию подверглась и вся эпоха конца ХIX века. Вполне закономерно возникновение сомнений у несведущих людей: а был ли Попов вообще?

ФАКТОР 2. В глазах многих изобретатель был символом сталинского официоза, и борьба с ним воспринималась как свидетельство прогрессивной оппозиционности.

ФАКТОР 3. Многие чиновники считали, что отрицание вклада Попова позволит нам породниться с цивилизацией и органичнее войти в мировой рынок.

ФАКТОР 4. Попов воспринимался читателями и зрителями исключительно как изобретатель "первого радио". Вся остальная научная работа ученого была мало известна публике.

ФАКТОР 5. Такой многоплановый процесс, как зачинание радиосвязи было неправомерно связывать только с одним именем Попова.

ФАКТОР 6. Деятельный предприниматель Маркони уже импонировал общественному сознанию куда больше "чистого", да еще якобы "обкраденного", ученого.

ФАКТОР 7. Схема Попова представлялась дилетантам анахронизмом на фоне современных достижений микроэлектроники...

В соответствии с анализом, было выработано СЕМЬ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ новой пропагандистской политики музея:

НАПРАВЛЕНИЕ 1. Воссоздание образа эпохи, фигур из профессуры ВУЗа при А.С. Попове и всей его радиотехнической школы.

Это начинание позволило начать розыск неизвестных или оклеветанных имен и на волне оппозиционности прорваться в прессу со статьями о репрессированных ученых - учениках и коллегах А.С. Попова. Их дела лучше всяких статей о приоритете возвращали добрую славу изобретателя и внимание к его имени и к делам ВУЗа.

НАПРАВЛЕНИЕ 2. Музей одним из первых в Ленинграде перешел в оппозицию к официозу.

Основная тема: А.С. Попов ОБОЛГАН ПРЕЖНЕЙ ПРОПАГАНДОЙ, ЕГО ИСТИННЫЙ ВКЛАД ИСКАЖЕН И ЗАМАЛЧИВАЕТСЯ, НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ НЕ ИЗУЧАЮТСЯ. Все это было правдой, лозунг подкреплялся новыми статьями, передачами, фактами из биографии, которые становились темами для публикаций в СМИ.

Важно было привлечь внимание к религиозным корням семьи Поповых. Отец изобретателя был священником в пятом поколении, сам изобретатель радио окончил пермскую семинарию. Музей не только официально установил контакты с семинарией, но и повел наступление на невежественный атеизм официальной советской науки.

НАПРАВЛЕНИЕ 3. Поиск новой роли музея в будущей системе высшего образования в условиях рыночной экономики.

Прежде в сознании многих имя Попова, работавшего в институте, было не более чем фактом для отличника-эрудита. Совсем иное значение оно приобрело как ФАКТОР РАСШИРЕНИЯ КОНТАКТОВ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ в старейший электротехнический ВУЗ России. Если советская бюрократия хвасталась самым новым, то в условиях рыночной экономики ТРАДИЦИИ, древнейшие научные школы являются основой авторитета ВУЗа и диплома вузовского специалиста.

Мемориальный музей А.С. Попова стал овеществленным, значимым свидетельством вклада ВУЗа. Привлечение внимания к воссозданию лучших традиций связывалось теперь в восприятии многих журналистов с образом А.С. Попова и института, в котором он был первым выборным директором.

НАПРАВЛЕНИЕ 4. Привлечение внимания к личности изобретателя и его вкладу в мировую науку.

Широкая аудитория стала узнавать о работах А.С. Попова в области связи (детектировании и передаче речи), метеорологии, о первых опытах, положенных в основу локации целей, о радиоуправляемых взрывах, которые изобретатель еще и фиксировал на пленку, о радиомедицинских приборах, о работах в области использования рентгеновских лучей и радиоактивности, о семье Поповых, в которой были физики, композиторы, художники, врачи. Изобретатель предстал перед читателями как ученый с широким кругозором. Соответственно, фигура первого выборного директора символизировала УНИВЕРСИТЕТСКИЙ БАЗИС института и способствовала приданию ВУЗу нового статуса.

Музыкальные вечера, проводимые в музее, привлекали не только радиоспециалистов. Они стали новыми СОБЫТИЯМИ для СМИ.

НАПРАВЛЕНИЕ 5. Музейная работа была направлена на то, чтобы показать зарождение радио как многомерный технический и метафизический процесс, созданный творчеством ученых многих стран мира. Музей не только организовал экспозицию "Попов и Маркони - шаг навстречу", но и старался пропагандировать имена малоизвестных зачинателей радиофикации. Например, чеха Мургаша. Лозунг "Попов - первый, но не единственный" привлек сторонников в разных странах мира. Международные связи с коллегами изобретателя радио в Германии, Франции, США стали работать на авторитет ВУЗа.

НАПРАВЛЕНИЕ 6. Ряд архивных розысков был связан с изучением КОММЕРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ А.С. Попова. Выяснилось, изобретатель радио участвовал в организации акционерного общества с фирмой "Симменс-Гальске" и "Телефункен", а также выпускал приемники в фирме французского бизнесмена Дюкрете. Проекты Попова опирались на франко-немецкий капитал. Именно анализ коммерческой значимости проектов Попова позволил понять замысел "грозоотметчика", который изобретатель создал НАРЯДУ с беспроводной связью. Это был прибор, позволяющий предотвращать взрыв электростанции при попадании в нее молнии. А.С. Попов, связанный с купцами Нижегородской ярмарки, на которой он работал начальником электростанции и входил в совет ярмарки, прогнозировал рыночный спрос на подобные устройства в России. В то время как работы по беспроводной связи с передачей азбуки Морзе могло оплачивать лишь Морское ведомство, с которым также работал Попов. И снова идейная поддержка организации учеными собственного бизнеса была связана в общественном сознании с именем А.С. Попова и ЭТУ.

НАПРАВЛЕНИЕ 7. Изучение идей теории самоорганизации на примере когерера, примененного в схеме А.С. Попова.

Е.Г. Кьяндская-Попова, директор музея, была не только профессионалом музейного дела, но и мастером общения со средствами массовой информации. Небольшой музей работал одновременно с несколькими газетами, радиопрограммой, несколькими телепрограммами, пятью-шестью киностудиями, с десятком выставок. Не тратя ни копейки на рекламу, обеспечивалась известность музею в различных СМИ.

К каждому заседанию в музее готовился ВИДЕОРЯД из фотографий, в том числе выполненных изобретателем радио, который был прекрасным фотографом, а также брошюры, нотные альбомы, мемориальные приборы, предметы быта. Для радио и газет конца 80-х наиболее ценно было то, что Кьяндская-Попова умела рассказывать о выдающихся радиофикаторах, как о знакомых людях, умела дать НОВЫЙ ВЗГЛЯД на традиционные события. Например, от нее можно было узнать, что изобретатель терменвокса Лев Термен в Америке женился на негритянке, а профессора Коваленкова в двадцатые годы от голода спас рецепт гуталина, которым он торговал. Начинающие журналисты, попавшие в музей, публиковали свои первые статьи, информации, корреспонденции, в которых ПО-НОВОМУ показывали жизнь и достижения ученых прошлого.

После смерти Екатерины Георгиевны музей А.С. Попова возглавила Л.И. Золотинкина из династии выдающегося радиоспециалиста И.Г. Фреймана. Новый директор сделала блестящий ход для привлечения внимания прессы к музею - РАЗМЕСТИЛА В НЕМ УКВ-РАДИОСТАНЦИЮ. В результате появилась "изюминка", украшающая любое событие. Например, сообщение о Дне Радио сопроводилось информацией о числе УКВ-сеансов связи с различными странами. Организовывалось приветствия ректоров университетов, в которых работал А.С. Попов. Велась прямая трансляция с места заседания. Можно было связываться с островами Гогланд и Котка, между которыми была проложена первая радиолиния. Такие "изюминки" оценили и ценят и на радио, и на телевидении, и не случайно пресс-релизы музея и статьи о нем по-прежнему постоянно публикует петербургская пресса.

Удивительно, но Мемориальный музей А.С. Попова - едва ли не единственный действующий музей ученого при ВУЗе в нынешнем Петербурге.

ВНИМАНИЕ К СОБСТВЕННОЙ ИСТОРИИ РАБОТАЕТ НА АВТОРИТЕТ ЛЮБОГО ВУЗА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Статья написана для того, чтобы показать, насколько сложны и интересны проблемы работы ВУЗа со СМИ. Боюсь, что эту комплексность заслонят модные термины и "новояз", к манипулированию которыми и сведется преподавание PR. Выпускники будут знать, как "оттопырить мульку" или ввернуть "слоган", и считать, что лишь деньги определяют меру известности фирмы или того же ВУЗа. Гораздо важнее заинтересовать СТРАТЕГИЧЕСКИМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ PR, когда работа предприятия воздействует на прогрессивное преобразование общества, и СМИ в том числе. Здесь задействуется весь спектр пропагандистских средств ВУЗа: реклама в прессе, публикации в городских СМИ, институтская многотиражка, музеи истории и мемориальные музеи. Важно также подчеркнуть: основой интереса прессы к любому начинанию является интересная, ищущая ЛИЧНОСТЬ, стоящая во главе дела. ЛИЧНОСТЬ-ДЕЛО-ВНИМАНИЕ ПРЕССЫ - вот основная триада настоящего успеха.

Обучающиеся PR должны понимать, что это не западная новинка, а просто организационное оформление насущно необходимой работы фирм, предприятий, ВУЗов со СМИ.

Статья опубликована в бюллетене "Рекламное Измерение", № 10 (39), 1997 г.

aaaadddaaaa