5692
Воспользуйтесь колесиком мышки чтобы настроить масштаб
aaaadddaaaa
НОВЫЕ ВРЕМЕНА И СТАРАЯ ИСТОРИЯ О РЕГУЛИРОВАНИИ ГРАДУСНИКОВ

Антикризисные рекомендации

© Сергей Сычёв, TRIZ-RI Group

Антикризисные рекомендации. Новые времена и старая история о регулировании градусников


В связи с многочисленными публикациями, в которых утверждается, что рынок деривативов ("фьючерсов", "опционов" и др. срочных бумаг, т.е. производных вторичных инструментов, фиксирующих право или обязанность на получение товара по определенной цене, а не сам товар) провоцирует мировой финансовый кризис, даю пояснение.


Данные утверждения основаны на следующем рассуждении: производный вторичный контракт ("фьючерс", "опцион", "ипотечный контракт" и т.д.) перепродается много раз, в то время как собственно товар (базовый актив) по данному контракту будет продан 1 раз. Более того, существуют не только вторичные, но и третичные бумаги, по которым можно приобрести вторичные бумаги, а не базовый актив и т.д.  Т.о., при высоком спросе на базовый актив, на вторичном рынке образуется "пузырь" и т.п. Соответственно, если не держать вторичный рынок под контролем, то наступит "апокалипсис" и т.д., и т.п.

Это рассуждение поверхностно, а вывод, который из него делают, сродни выводу о том, что, если градусник показывает высокую температуру, надо его отрегулировать, чтобы показывал "нормальную", или о том, что, если в доме четверо детей и трое плачут, то двух надо выгнать из дома, чтобы снизить плач до 50%. Пояснения ниже.

На самом деле, любой контракт в известном смысле "оторван" от товара. Любой контракт, хоть срочный, хоть спот – это информация о правах и обязательствах, гарантированных сторонами, и он "отделен от товара". Когда контракты стандартизируются, то срочные контракты могут сами по себе обращаться на вторичном рынке.

Срочные контракты появляются тогда, когда конечный Клиент готов (вынужден) по причине ограниченного предложения терпеть разрыв во времени, или он (по той же причине) не может прогнозировать будущий уровень цен.  

Стадия "отрыва" прав (возможностей, обязательств, функции и т.д.) на получение объекта от самого объекта, т.е. стадия разделения рынка на "спотовый" (с оплатой сразу) и срочный ("фьючерсный", "форвардный" и т.д.) - это стадия, характерная для любого товара, если он достаточно стандартен и спрос на него превышает предложение. (Посмотрите, пожалуйста, также материал о закономерности развития услуг.)

По этой причине при дефиците и голоде сначала перепродаются талоны на право покупки масла по фиксированной цене или карточки на хлеб, а потом само масло (хлеб). Понятно, что талоны на масло могут перепродаться несколько раз, а масло только один раз, если его затем съедят. Но нет глупее идеи, чем идея отрегулировать рынок талонов, когда масло в дефиците.

Очереди за автомобилями (например, бывают очереди за "Тойотой" из-за слабых поставок в Россию) также демонстрируют нам соответствующий наглядный пример: в этих очередях появляются спекулянты, которые торгуют местами в очереди, причем место в очереди может перепродаться несколько раз, автомобиль же будет продан один. Но если бы не очередь, такого бы явления не было вовсе. Поэтому глупо регулировать правила работы спекулянтов, надо увеличить число приличных автомобилей.

Жилищные контракты, под которые строительные компании продали сотни тысяч кв. метров недвижимости, которую они еще и не построили – из той же серии. Соответственно, появляется и вторичный рынок как самих этих контрактов, так и ипотечных бумаг (перепродажа кредитов). Но вот прошел кризис и немало готового жилья, которое очень сложно продать даже и с большой скидкой - так, что квартиры на стадии строительства не выкупают уже почти 3 года.

Когда мы бронируем гостиницу и на карте у нас блокируется некоторая сумма, – это мы заплатили еще не за номер, а за право поселиться в него в указанные даты.

Когда мы покупаем карту оплаты услуг мобильной связи, мы авансируем оператора, прежде чем он начнет списывать деньги с нашего счета, когда мы реально заговорим по телефону. То есть мы сначала получаем возможность звонить, потом звоним.

Собственно, когда спрос на услуги в нашей компании превышает возможности нашей производительности, мы тоже продаем "фьючерсы" (брони сроков), т.е. продаем будущие сроки оказания услуг. Например, сейчас (октябрь 2011) продаются мартовские (2012). Просто нам не приходит в голову продать этих "фьючерсов" на тот объем услуг, который мы физически не сможем оказать за период времени, указанный в контракте. Потому что тогда у нас случится кризис. Также и гостиница не продает 2 разные брони на один номер на те же сроки, иначе у нее будет овербукинг. Но государство так делает. Делает буквально и делает косвенно, монополизируя отрасли и сокращая в них конкуренцию и производительность, отчего на вторичном рынке образуется множество вторичных и третичных талонов. А потом происходят кризисы. Государство так делает. Не рынок. 

Столь же ясно, что деньги также являются производным инструментом - отсроченным правом на получение товара (с той лишь разницей, что государства имеют привычку для решения своих рукотворных проблем изменять их количество - так, что "цена сделки переписывается задним числом"). Поэтому определенное количество денег (как и ликвидные вторичные бумаги) обернется большее число раз, чем будет куплено товара на эти суммы. От этого тоже происходят кризисы. И снова рынок здесь не причем.

Возвращаясь к частному примеру, замечу, что, при всей "аппетитности" (для нашей компании) продажи мартовских 2012 консультаций осенью 2011, лучшим, более приятным для Клиента и существенно более доходным для нас решением было бы оказание большего числа услуг в октябре 2011, а не разрывание контракта на "талон" и "услугу", каковое происходит по причине ограничения производительности труда.

Поскольку мы, как успешная фирма, хотим развиваться дальше, мы ищем решения, как повысить производительность без ущерба для качества и не втягиваясь в сверхзатраты. Мы ищем и находим как предпринимательские, так и изобретательские идеи. Но мы не думаем над тем, как манипулировать ценами на талон и над числом его перепродаж.  Мы над этим не думаем вовсе, другие приличные предприниматели над этим не думают, но центральные банки только этим и занимаются (а не рынок).

Однако мы поступаем так не только потому, что это разумно и уважительно по отношению к самим себе, но и потому, что рынок наш конкурентный, а если бы на своем рынке мы были монополистами, то могли бы торговать и местами в очереди.

И поскольку рынок, на котором мы работаем, - конкурентный, возможность "фьючерсных продаж" на нем существует только по тем позициям, которые Клиент считает уникальными и не считает возможным поменять на такие же у конкурентов. Например, когда он хочет, чтобы услугу оказывал конкретный специалист, например, именно Алевтина Кавтрева или именно Ксения Ткалич, или Ваш покорный слуга, т.е., в известном смысле, по "монопольным позициям". 

На конкурентных рынках нет вторичной продажи никаких фьючерсов, талонов, опционов и т.п., или они носят минимальный характер, как молочные железы у мужчин. Например, контракт и физическая поставка товара разнесены во времени, но, при наличии большого числа альтернатив, эти контракты никто не перепродает. Существует авансирование мобильной связи и Интернет, но никто не перепродает соответствующие карточки оплаты. Уже не существует талонов на масло по фиксированной цене, и никто не будет покупать опцион на компьютер, который еще не произведен, т.к. вокруг множество компьютеров, которые не только уже произведены, но и дешевеют.

Редкое и краткое исключение - это ажиотажные продажи очередных новых версий IPhon‘ов и IPad’ов, когда очередь занимали за несколько дней, и спекулянты торговали местами в очереди. Но все это достаточно быстро заканчивается. И эти очереди - следствие "стартового дефицита" - подтверждают саму модель.

А вот на нефть торгуются именно фьючерсы (талоны на нефть). И ОПЕК, сокращая квоты на добычу физической нефти, не эмитируя никаких денег,  увеличивает и цены на талоны, и количество вторичных сделок. Поэтому сократить производительность ликвидного продукта - это то же самое, что напечатать необеспеченные деньги.

Т.е. необходимо зафиксировать: явление "отрыва талона от объекта" присуще любому товару при определенных условиях (и даже "деньги, выпускаемые государством", – частный случай). А вторичный рынок “оторванных талонов” возникает по причине дефицита и форсируется при увеличении "степени монопольности".

Так, если гостиница в определенные даты становится дефицитной (например, с балкончиков ее номеров можно наблюдать пробег быков (в Памплоне) или у нее есть приличные и недорогие номера с хорошими видами на залив Виктории (в Гонконге) и т.д., и т.п), то номера таких гостиниц могут бронировать заранее (за полгодика) и спекулянты, которые попробуют потом за деньги уступить свою "памплонскую бронь" в июне и “гонконгскую бронь” - в декабре под Новый Год.

Значит, любое административное ограничение рынка ликвидных вторичных бумаг неизбежно лишь увеличит как цену, так и оборачиваемость этих бумаг (просто они будут концентрироваться у меньшего числа игроков), т.е. увеличит тот самый пузырь, который пытаются победить. Якобы пытаются.

 А реальными быстрыми и практичными антикризисными рекомендациями являются:

  • Демонополизация (или бОльшая демонополизация) тех отраслей, на право получения продукции (товаров, объектов, активов...) которых выпускается много срочных контрактов, и эти срочные контракты ликвидны. Стимулирование конкуренции в этих отраслях (например, освобождение от налогов всех новых предприятий, в т.ч. зарубежных, желающих в них работать). Разделение на части производителей-монополистов - генераторов кризиса.
  • Стимулирование изобретательства (например, освобождением от налогов инвестиций в новые технологии) в тех же отраслях, если ограничения производительности в них связаны с технической отсталостью.
  • Ничего больше не надо.

После чего мировые кризисы нынешнего типа исчезнут сами собой, как та самая разруха (см. известное произведение).

СПИСОК СТАТЕЙ:


Материал опубликован на сайте "Открытые бизнес-методики и технологии "Рекламное Измерение" 21 октября 2011 г.

Для этих Клиентов можно предложить такой полис: если Вы окажетесь в аварии пострадавшим, то страховая компания выплатит Вам сумму причиненного ущерба, а потом с виновником уже разберется сама. Получается "автогражданка" наоборот. Ценность такого вида услуги для Клиентов очень высока, а для страховой компании этот продукт еще и очень выгоден. "Почему?" - спросите Вы? Если страховая компания произвела страховую выплату пострадавшему, то она имеет полное право взыскать ее с виновника или со страховой компании виновника. Вот такая арифметика.

aaaadddaaaa