584
Воспользуйтесь колесиком мышки чтобы настроить масштаб
aaaadddaaaa
НА ПЕРВЫЙ, ВТОРОЙ... ПЯТЫЙ РАССЧИТАЙСЬ!

Об уровнях классификаций методик

© Галина Владимирова, TRIZ-RI Group

Классификация методик. Уровни классификаций


Как ставить задачи? Как производительно решать нестандартные задачи? Как нестандартные задачи превращать в стандартные? Как самому оценить методику решения задач? На эти и подобные вопросы отвечают постоянные Авторы "Рекламного Измерения".

Мы предлагаем Вам материал об уровнях классификации методик.



ЧАСТЬ 1. ВНАЧАЛЕ БЫЛИ КРИТЕРИИ

Очевидно, для качественной оценки вновь появляющихся объектов должны существовать определенные критерии. И вполне естественно, что первыми их установили патентоведы для различных технических изобретений. В новом патентном законодательстве таких критериев три: новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость.

Говоря о новизне, будем помнить, что существует субъективная новизна - для данного человека, который впервые в жизни встречается с чем-то неизвестным, - и новизна мировая - по сравнению с передним фронтом науки. В Патентном Законе "новизна определяется как неизвестность изобретения из сведений об уровне техники" [5, с. 40]. Речь идет о любых сведениях, ставших общедоступными до даты приоритета изобретения, причем, не только в России, но и в других странах. Новизна изобретения, таким образом, должна носить абсолютный мировой характер.

Второй критерий патентоспособности изобретения - изобретательский уровень. ("Он заменил собой признак "существенные отличия", которым оперировало ранее действовавшее законодательство СССР" [5, с. 46].) Это показатель сложности решаемой задачи: патентоспособными признаются только те разработки, которые вносят вклад в научный и технический прогресс. На первый взгляд, эту функцию может выполнять критерий новизны. Но далеко не всякое решение, признанное новым, может считаться повышающим уровень техники.

Любой специалист может составить большое число комбинаций известных средств, и каждая из них будет новой. Но едва ли это будет означать выход за известные пределы науки и техники. "Поэтому в патентных законах подавляющего большинства стран присутствует... критерий, с помощью которого охраноспособное изобретение ограничивается от обычных инженерных разработок..." [5, с. 47].

"В соответствии с п.1 ст. 4 Патентного закона РФ изобретение имеет изобретательский уровень, если оно для специалиста явным образом не следует из уровня техники" [5, с. 48].

"...Изобретение является промышленно применимым, если оно может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других областях деятельности" [5, с. 51]. Необходима проверка возможности реализации заявленного решения в виде конкретного материального средства и достижения декларированного заявителем результата.

Это о том, что касается технических изобретений. Для оценки иных объектов интеллектуальной собственности могут быть выбраны другие критерии, исходя из "оценочной" необходимости, то есть из того, что в данном объекте требуется оценить. Методики, курсы и семинары, помимо новизны, оценивают с помощью критериев: "инструментальность", "доступность изложения", "затратность" и других. Причем и здесь для разных разработок существует свой набор критериев.

ТАБЛИЦА
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ ЗНАНИЯ

Классификация методик. Уровни классификации

Таким образом, ни один из перечисленных объектов принципиально не сводим к какому-то одному критерию. Сложный объект оценивается СИСТЕМОЙ КРИТЕРИЕВ.


ЧАСТЬ 2. НОВИЗНА БЫВАЕТ РАЗНОЙ

Другой важный для Пользователя методик, курсов и семинаров момент: каждый из критериев должен иметь несколько качественных уровней оценки: 1-й, 2-й, 3-й, 4-й... (шкала уровней). В отношении технических изобретений в настоящем патентном законодательстве такого количественного разграничения не предусмотрено. Критерий "изобретательский уровень" позволяет просто установить: повышает данная разработка существующий уровень техники или нет. Пятиуровневую классификацию изобретательских задач (а значит, и изобретений) по новизне впервые ввел автор Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллер.


ШКАЛА УРОВНЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ

1 уровень. Мельчайшие изобретения.
Решение задачи не связано с устранением технического противоречия (техническое противоречие - ситуация, когда при улучшении одного свойства технической системы ухудшается другое ее свойство. Например, при увеличении скорости автомобиля его управляемость резко ухудшается). Задача и средства ее решения лежат в пределах одной профессии. Решение задачи под силу каждому специалисту. Изменения объекта локальны. Незначительное перестраивание объекта не отражается на иерархии системы.

2 уровень. Мелкие изобретения.
Задача решается средствами, применимыми к родственным системам. Частично меняется один элемент системы.

3 уровень. Средние изобретения.
Задача и средства ее решения находятся в пределах одной науки. Полностью меняются одни элементы системы, частично - другие элементы.

4 уровень. Крупное изобретение.
Средства решения задачи выходят далеко за пределы науки, к которой относится сама задача. Синтезируется новая система.

5 уровень. Крупнейшее изобретение.
Создается принципиально новая система. Возникает новая отрасль техники. "...Характерная особенность задач пятого уровня: к моменту постановки подобных задач средства их решения лежат за пределами современной науки. Не известны те физические эффекты, явления, принципы, на основе которых может быть создан" [1, с. 49] новый объект, а вместе с ним новая отрасль техники. "Примерами изобретений пятого уровня могут служить самолет (изобретение самолета положило начало авиации), радио (радиотехника), киноаппарат (кинотехника), лазер (квантовая оптика)" [1, с. 48].

Большинство существующих изобретений, однако, редко поднимается выше 2-го уровня. "Массовая инъекция таких изобретений призвана искусственно продлить рост и жизнь устаревших... систем" [1, с. 52]. Однако "прорыв" в науке связан с заменой старой системы принципиально новой. Науку делают "прорывные" вещи. И на одну "прорывную" вещь - сотни "мелочевки".


ЧАСТЬ 3. ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ УРОВНЯ

Если рассматривать любые методики, курсы и семинары как изобретения, стоит оценивать их по приведенной шкале уровней. В действительности, их может быть не пять, а больше - неважно сколько. Гораздо важнее то, что МОДЕЛЬ уровней везде одна и та же: при сохранение общего смысла, для разных критериев уровни шкалы интерпретируются и формулируются по-разному. Сравните:

НОВИЗНА - критерий для оценки произведений НФЛ (научно-фантастической литературы) по шкале "Фантазия" Г.С. Альтшуллера ("Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения" [6, с. 301]):

1 уровень. Идея (ситуация, сюжет) использована повторно, "один к одному", или перекрывается более ранней и более полной идеей.

2 уровень. Прототип изменен, но нет качественно новой идеи.

3 уровень. Прототип изменен так, что появилась качественно новая идея.

4 уровень. Новая идея, не имеющая близких прототипов в литературе.

НОВИЗНА - критерий для оценки методик в области маркетинга, менеджмента и рекламы И.Л. Викентьева и в области педагогики И.Л. Викентьева и А.А. Гина:

1 уровень. Новизна на эмоциональном уровне. Пользователю сообщаются некие эмоции, его эмоционально "встряхивают", показывают новые точки зрения на известные события.

2 уровень. Новизна на информационном уровне. Пользователю сообщаются новые для него факты, данные, интерпретации, необходимые для его работы и, как минимум, уменьшающие количество типовых ошибок.

3 уровень. Новизна на методическом уровне-1. Пользователю сообщена цельная методика, позволяющая не только описывать, но и решать имеющиеся проблемы, создавать новые объекты, например новые товары и услуги, рекламу и т.п.

4 уровень. Новизна на методическом уровне-2. Пользователю сообщена цельная методика, позволяющая прогнозировать появление объектов, которых на данный момент не существует, а также появления новых отрицательных последствий, проблем, потребностей и "точек роста" самой методики.

Таким образом, имеет место своеобразная "прозрачность" шкалы уровней для разных критериев качественной оценки. А это лишний раз доказывает объективность законов развития любых систем.

Для иллюстрации "прозрачности" шкалы приведем следующие критерии:

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ (какие конкретно Ваши проблемы решает) - критерий для оценки методик в области педагогики И.Л. Викентьева и А.А. Гина:

1 уровень. Тема практически не актуальна; изучение ее ничего в Вашей работе не изменит.

2 уровень. Тема затрагивает неосновные моменты работы; владение методикой даст косвенные результаты, позволит улучшить некоторые параметры...

3 уровень. Тема затрагивает основные моменты работы, но с ее внедрением можно и подождать.

4 уровень. Это как раз то, что необходимо Вам сегодня!

КРИТЕРИЙ РОСТА (профессионального и личностного) - критерий для оценки методик в области педагогики И.Л. Викентьева и А.А. Гина:

1 уровень. Методика никак не помогает профессиональному росту.

2 уровень. Mетодика помогает профессиональному и личностному росту косвенно, например за счет облегчения труда и высвобождения времени.

3 уровень. Методика позволяет увеличить основные показатели работы, обеспечивает профессиональный рост и повышает степень уверенности в себе.

4 уровень. Методика позволяет выйти на самостоятельный творческий уровень, стимулирует к постоянному совершенствованию мастерства, развитию инструментария, в том числе и самой этой методики...

ИНСТРУМЕНТАЛЬНОСТЬ (в какой степени данная методика позволяет решать те или иные задачи) - критерий для оценки методик в области маркетинга, менеджмента и рекламы И.Л. Викентьева и в области педагогики И.Л. Викентьева и А.А. Гина:

1 уровень. Неинструментальная критика аналогов и эмоциональные призывы.

2 уровень. Отдельные удачные примеры без передачи технологии стабильного получения этих самых примеров.

3 уровень. Методика работает эффективно лишь в "авторском исполнении". В отсутствие автора, ее результаты не воспроизводятся стабильно (или воспроизводятся только в благоприятных условиях).

Методика передаваема частично, отдельными рекомендациями или передаваема, но только отдельным, особенно способным к ней, людям. Требуется много дополнительных подсказок, длительное обучение у автора, постоянные консультации, чтобы методика начала работать в "чужих руках".

4 уровень. Методика передаваема, дает стабильные результаты в отсутствии автора, не требуя "высшего пилотажа" в ее применении.

Что касается отечественных и зарубежных методик, предлагаемых в виде курсов или опубликованных у нас, то большинство из них едва дотягивают до второго пункта по критериям "новизна" и "инструментальность". Впрочем, взяв отечественную или переводную методическую литературу в этом легко убедиться самостоятельно...

Это закономерно. Ибо опыт консультаций специалистами Системы "ТРИЗ-ШАНС" западных фирм подтвердил известное: более всего фирма охраняет свою последнюю разработку. И трижды сильнее - технологию (читай - методику) получения этой разработки... В России же "рынок методик" только стартует.

Попробуйте теперь оценить любую предлагаемую Вам методику хотя бы по нескольким приведенным критериям. Выставьте, не боясь субъективности, баллы от 1 до 4 по каждому из критериев.

А если Вам повезло и на курсах или семинаре Вы встретитесь с автором методики - не стесняйтесь задавать вопросы. Ибо святое право ПОТРЕБИТЕЛЯ - знать, что ему ДЕЙСТВИТЕЛЬНО предлагают. Вопросы могут быть самые разные, например стандартные: "Существуют ли альтернативные методики?", "Сходство их с предлагаемой и различия?", "Где уже опробовалась методика?", "Результаты?", "Как их измеряли?", "Какие недостатки методики видят сами авторы?", "Как можно проверить утверждения автора?", "Какие затраты времени и средств понадобятся для внедрения методики?", "Стоят ли обещаемые результаты таких затрат - может быть, такие же результаты можно получить проще?" и т.д.

Да, это жесткая процедура. Тем более практически не известна методика, которая получила бы высшие баллы по каждому из критериев. Но подобная оценка методик и оптимистична, ибо задает направление их совершенствования. А халтура при этом будет явно "засвечиваться"...

И напоследок еще один критерий, вспомогательный.

ДОСТОЙНОСТЬ АВТОРА(ов) МЕТОДИКИ - критерий для оценки методик в области маркетинга, менеджмента и рекламы И.Л. Викентьева:

1 уровень. Удовлетворение авторского или лекторского тщеславия, зарабатывание денег (но не более того).

2 уровень. Желание и умение передать опыт, обучение слушателей или читателей на качественном уровне.

3 уровень. Достойность на научном уровне: обучение как продолжение исследования; обучение и организация диспутов; проведение сложных практических работ как инструмента создания методики нового поколения.

4 уровень. Достойность на общечеловеческом уровне: выращивание учеников, последователей, которые смогут перерасти Автора и научить новых учеников.

Без комментариев...

ЛИТЕРАТУРА

  • Альтшуллер Г.С. Найти идею, Новосибирск: Наука, 1991, 225 с.
  • Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public relations, Часть I, Санкт Петербург: Издательство ТОО "ТРИЗ-ШАНС", 1995, 228 с.
  • Викентьев И.Л. Не пиши сплеча. Контрольные вопросы для оценки методик в области маркетинга, менеджмента и рекламы. Версия 1.1
  • Викентьев И.Л., Сычев С.В. Обучите рекламиста
  • Сергеев А.П., Патентное право. Учебное пособие, М.: Издательство БЕК", 1994, 202 с.
  • Шанс на приключение/Сост. А.Б. Селюцкий, Петрозаводск: Карелия, 1991, 304 с.

Статья написана с использованием материалов Г.С. Альтшуллера; И.Л. Викентьева, C.В. Сычева (Система "ТРИЗ-ШАНС"); А.А. Гина.

Редакция выражает благодарность И.Л. Викентьеву за помощь в работе над статьей.

Обработка материала - Галина Владимирова (Система "ТРИЗ-ШАНС").

Материал опубликован в бюллетене "Рекламное Измерение" № 2 (43), 1998 г.

aaaadddaaaa