581
Воспользуйтесь колесиком мышки чтобы настроить масштаб
aaaadddaaaa
АГРЕГАТНЫЕ СОСТОЯНИЯ РЕКЛАМЫ

Об использовании физических эффектов в рекламе

© Наталья Швец

Агрегатные состояния рекламы. Об использовании физических эффектов в рекламе

Масштабы ЕЕ "экспансии" на нашей планете не имеют аналогов. ОНА занимает две трети поверхности Земли, входит в ее недра, растворена в ее атмосфере и покрывает собой целые континенты. Да и каждый из нас, как утверждают физиологи, на 80% состоит из НЕЕ. Столь всеобъемлющий охват стал возможен благодаря тому, что ОНА всегда "умела" менять свои состояния.

Она проникла и в рекламу. О том, какие эффекты создают ЕЕ состояния и как это можно использовать в рекламных вывесках, рассказывает настоящая статья.


Кто может однозначно ответить на вопрос: какого цвета озеро, например Ладожское? А зимой? А в туманное осеннее утро? Правильно, однозначного ответа нет. Как нет одного цвета этого, да впрочем, любого озера или водоема.

Но если изменение цвета озера для рекламиста довольно трудная задача (хотя кто знает!), обратимся к жидкости другого масштаба и воспользуемся все тем же ее свойством изменять свой цвет при изменении агрегатного состоянияЛед, пар - различные агрегатные состояния воды..

ПЕРЕХОД "ЖИДКОСТЬ - ПАР"

Наружная реклама. Использование физэффектов

Рис. 1.
1 - прозрачная стеклянная пластина с шероховатой поверхностью на внутренней стороне, 2 - пластина с зачерненной поверхностью,
3 - прозрачная жидкость,
4 - прозрачный нагревательный электрод ("нагревалка").

Поместим прозрачную жидкость между двумя стеклянными пластинамиЗарубежная электронная техника, N 13, июля 1978, с. 34. (см. рис 1), герметично запаянными в оболочку. Внутренняя поверхность пластины, обращенная к наблюдателю, должна быть шероховатой. На нее нанесем прозрачный нагревательный электрод (назовем его просто "нагревалкой"). Поверхность другой пластины покроем черным цветом так, что зритель увидит темную поверхность.

Включим "нагревалку". Слой жидкости, контактирующий с "нагревалкой", испаряется. У шероховатой поверхности передней пластины образуется слой пара и пузырьков, рассеивающих свет. В результате наблюдатель видит матовую полупрозрачную поверхность.

Такая конструкция небольших размеров, работающая на переходе "жидкость - пар", получила название парожидкостной ячейки.

Регулируя температуру "нагревалки", мы регулируем количеством пузырьков, рассеивающих свет, тем самым изменяем цвет ячейки от белого до черного (получаем всю шкалу серого или любую яркость черного).

Изготовим несколько десятков таких парожидкостных ячеекЕсли разместить множество одноцветных ячеек на плоскости, получим одноцветный монитор. Управляя напряжением каждой ячейки по определенному алгоритму, можно получать любые 
изображения.. Кстати, их цвет и форма могут быть разными (цвет ячейки определяет цвет пластины 2). С каждой из них будем поступать как с элементами мозаики (см. рис. 2а). Составим нужное изображение. Поскольку мы можем изменять яркость каждой ячейки, в разное время можно "включать" разную анимацию, получая "эффект новизны". Чтобы вывеска была более яркой, покроем пластины полупрозрачными и/или фотолюминесцентными красками и сделаем подсветку.

Если же рекламисту нужно варьировать цветом только части рекламного изображения, то задача составления мозаики еще более упрощается. Не будем создавать все изображение из отдельных ячеек. На готовое изображение, как фонарики на елку, "повесим" изменяющие свой цвет "игрушки" (см. рис. 2б).

Использование физэффектов в рекламе Пример использования физэффектов в рекламе

Рис. 2а     Рис. 2б


ПЕРЕХОД "ЖИДКОСТЬ - КРИСТАЛЛ"

Но не только переход "жидкость - пар" дает изменение яркости цвета ячейки. Немного измененная конструкцияА.с. 792280, МКИ G09F 9/00, Лихтман Е.В.(см. рис. 3), работающая на фазовом переходе "жидкость - лед" (кристалл) позволяет получать еще более контрастную картину. Во-первых, потому, что нагревательный электрод вынесен за пределы "поля зрения" наблюдателя, а во-вторых, потому, что кристалл дает более четкий белый цвет.

Как использовать замерзание жидкости в рекламе

Рис. 3 (разрез)
1 - прозрачная стеклянная лицевая пластина,
2 - зачерненный экран, 3 - слой прозрачной жидкости,
4 - термоэлектрический элемент ("охлаждалка-нагревалка").

Но если в конструкции, описанной выше, мы использовали только "нагревалку" для образования пузырьков пара, то для кристаллизации жидкости нам понадобятся и "нагревалка", и "охлаждалка" (термоэлементы, работающие и на нагревание, и на охлаждение). Такие элементы есть. Например, если соединить последовательно два полупроводника, один из которых обладает электронной проводимостью (n), а другой дырочной (p), то в зависимости от направления тока тепло будет выделяться или поглощаться (физический эффект!). Кроме того, есть и монокристаллыМонокристаллы с анизотропией термоэлектрическох свойств. , которые дают тот же эффект нагревания или охлаждения в зависимости от направления тока. И не нужно беспокоиться по поводу размеров и способа крепления "охлаждалки-нагревалки": она может быть напылена тонкой пленкой.

Поскольку жидкость будем охлаждать до кристаллизации, ширина ее слоя должна быть минимальной (0,001 мм вполне достаточно), а температуру кристаллизации жидкости желательно подобрать высокую (по крайней мере, выше нуля градусов). А чтобы наблюдатель мог видеть картину без искажения, подберем жидкость с показателем преломления, равным (или близким) показателю преломления стеклаБензол (C6H6) имеет близкий к стеклу показатель преломления и температуру плавления 6,6 С..

Включаем "охлаждалку" (ток в одном направлении) - жидкость кристаллизируется, и через прозрачную лицевую пластину 1 наблюдатель видит светорассеивающую молочно-белую поверхность слоя 3. Меняем направление тока - включается "нагревалка" - кристаллы плавятся, и наблюдатель видит через прозрачную лицевую пластину 1 и слой жидкости 3 зачерненную поверхность экрана 2. Быстро изменяя полярность токаИзменяя амплитуду тока и его полярность можно получить различную градацию яркости (всю шкалу серого). (включая то "охлаждалку", то "нагревалку") и регулируя силу тока (включая ток сильнее или слабее), можно поддерживать цвет ячейки самой различной контрастности. Например, если ячейка красного цвета, можно получить любой оттенок розового и поддерживать его в течение любого промежутка времени. А получение контрастных цветов может происходить настолько быстро, что глаз человека не успеет различить переходных оттенков. Конечно, люминофор, добавленный в покрытие экрана, сделает цвета еще более сочными.

Хотим ли мы создать жидкокристаллический монитор или рекламную вывеску - физический эффект можно использовать один и тот же: изменение цвета ячейки в зависимости от фазового состояния вещества. Разница будет лишь в размерах самой ячейки. Обратите внимание, размеры - здесь ключевое слово. Если в мониторах нормальным размер ячейки считается 0,28 мм., то в рекламных конструкциях размер ячейки может составить хоть 28 см. А это значит, технология изготовления конструкции и управления цветом "больших" ячеек значительно проще.

Какое изображение можно создать из ячеек, мы уже рассмотрели (см. рис. 2 а и 2б). Посмотрим, какой еще зрительный эффект с помощью этой технологии можно создать.

Расположим "охлаждалку-нагревалку" не на всей поверхности обратной стороны ячейки, а только на ее части (см. рис. 4).

Какие зрительные эффекты дает охлаждение жидкости

Теперь, если включить "охлаждалку", жидкость кристаллизуется неравномерно, постепенно продвигаясь от центра заморозки до границ ячейки. "Нагревалка" расплавляет кристаллы так же неравномерно. Наблюдатель же видит, как цвет, возникнув в одном месте, как волна от брошенного в воду камня, распространяется по поверхности во все стороны (см. рис. 5). Скорость распространения волны изменения цвета будет зависеть от толщины слоя жидкости и от температуры "охлаждалки" или "нагревалки". Цвет и форма ячейки могут быть самыми разными.

Если пространство между пластинами, в котором находится жидкость, рассоединить, например спиралью, центр которой совпадает с центром охлаждения (или нагревания), то волна изменения цвета будет распространяться по спирали (см. рис. 5). А это уже совершенно новый зрительный эффект!

Кстати, если подобрать жидкость с температурой кристаллизации более двадцати градусов Цельсия (то есть выше комнатной), нам не понадобится "охлаждалка", мы просто выключим "нагревалку", и жидкость САМА кристаллизируется, поменяв цвет ячейки. Правда, в этом случае есть один недостаток: процесс кристаллизации будет зависеть от температуры воздуха в комнате. И если температура "окружающей среды" сравняется с температурой кристаллизации жидкости, эффект не сработает.

Не только разные тональности одного цвета - всю шкалу серого или розового - можно получать вышеописанным способом. Цвет экрана и цвет жидкости можно подобрать таким образом, что их сочетание будет давать третий, не сводящийся к первым двум, цвет. А в нашей конструкции они приобретут возможность переходить друг в друга. Специалисты, работающие в графическом редакторе Photoshop, знают это как никто другие. Например, если экран покрыть желтым цветом, а жидкость взять синего цвета, то в "расплавленном" состоянии наблюдатель увидит зеленую ячейку. Постепенно кристаллизируясь, прозрачный синий цвет жидкости меняется на матовый белый, а значит, для наблюдателя цвет ячейки будет меняться от зеленого к желтому и наоборот. Если же цвета экрана и жидкости поменять (сделать синим экран и желтой жидкость), то переходить друг в друга будут уже зеленый и синий цвета. Как только жидкость полностью кристаллизируется, цвет ячейки может стать белым (а может и не стать - зависит от свойств жидкости).

Чем еще может быть интересна вывеска, содержащая в себе отдельные элементы-ячейки? Тем, что эти элементы легко можно сделать съемными. Тогда рекламное изображение можно обновлять без дополнительных затрат и трудоемких усилий. Сегодня елка украшена золотыми шарами (рис. 2б), завтра - голубыми, послезавтра - оранжевыми. Добавьте к этому переход цвета по всей шкале золотого, голубого, оранжевого. Учтите, что скорость перехода по шкале цвета может быть разной. И Вы получите неограниченное (или почти неограниченное) число сочетаний зрительных эффектов.

Статья опубликована в бюллетене "Рекламное Измерение" № 12 (65), 1999 г.

aaaadddaaaa