120
Воспользуйтесь колесиком мышки чтобы настроить масштаб
aaaadddaaaa

ИМПУЛЬСНЫЕ И ДОЛГОИГРАЮЩИЕ ПРОИЗВEДЕНИЯ

© Игорь Викентьев, Система "ТРИЗ-ШАНС"

Импульсные и долгоиграющие произведения


1. ВВЕДЕНИЕ

В работе над программой-консультантом "Приемы журналистики & public relations", коллектив Разработчиков столкнулся с рядом произведений (брошюр, книг, фильмов, социальных изобретений и т.п.), которые можно разбить на 2 группы:

а) произведения, привлекшие внимание значительного числа людей на короткое время, например, несколько недель или месяцев - будем называть их далее "импульсными произведениями" (часто используемые синонимы: "хит", "хит сезона", бестселлер и т.п.).

b) произведения, привлекшие внимание значительного числа людей, наоборот, на достаточное длительное время - часто на протяжении нескольких поколений - условимся называть их "долгоиграющими произведениями" (часто используемые синонимы: "великие книги", "классические произведения", "классика" и т.п.).

Приемы журналистики и PR

рис.1

В данном материале будет говориться не только о литературных произведениях - примеры будут из разных областей человеческой деятельности.

ПРИМЕР N 1.1.

"Композитор Людмила Лядова была непременной участницей "дней советской музыки" в различных городах и республиках СССР и странах народной демократии - одной из регулярных церемоний в жизни советского композиторского сообщества. На концерте в Якутске она задыхающимся от волнения голосом призналась слушателям (согнанным в зал по партийной разнарядке), что вот только что ночью сочинила посвященную их прекрасному городу пьесу "Якутский ветерок" и что сейчас ее сыграет скрипачка, учившая пьесу всю ночь по не просохшим от чернил нотным листам (скрипачку между тем везли из Москвы только для этого номера). Выходила невнятная брюнетка и наяривала что-то мажорно-энергичное под ляп-ляп автора на рояле. В кулисах между тем постоянные "дневальные советской музыки" рассказывали, что в прошлом году "Якутский ветерок" был "Хабаровским ветерком", в позапрошлом - "Болгарским", а еще раньше "Ташкентским". Широта и климат не имели значения для лядовского "ветерка". Он одинаково дул всюду, где имел место советский музыкальный ритуал".

Чередниченко Т., Музыкальный запас. 70-е. Проблемы. Портреты. Случаи,
М., "Новое литературное обозрение", 2002 г., с. 518-519. 

Вряд ли "Якутский ветерок" будет востребован поколениями…

Данная работа посвящена выявлению механизмов создания "импульсных произведений" по пункту а) и, главное, "долгоиграющих произведений" по пункту b) - см. Рис. 1.

Дальнейшее изложение построено как перечень приемов.
Жирным курсивом Автор материала И.Л. Викентьев выделил ключевые фрагменты в текстах Примеров. В развернутых Примерах, при первом прочтении, можно читать только выделенные фрагменты.

2. СТЕРЕОТИПЫ КЛИЕНТОВ

В американском колледже объявили конкурс на самый короткий рассказ.
Тема - любовь, но при этом есть четыре непреложных требования:
1) в рассказе должна быть упомянута королева;
2) упомянут Бог;
3) немного секса;
4) интригующая тайна.
Первую премию получил студент, который написал:
"О Боже! - воскликнула королева.
- Я, кажется, беременна и неизвестно от кого!"

На заре возникновения искусства не было разделения на творцов и потребителей. В отличие от современности, автор творил "для себя", либо ограниченного числа соплеменников.

Начнем раздел с примера:

ПРИМЕР 2.1.

"…как-то в присутствии В. Гёте хвалили художника, который очень точно воспроизвёл мопса. На это великий поэт возразил, что искусство не выиграло, просто на свете стало одним мопсом больше. Не слишком ли это мелко для искусства, ведь у него иные реальности?"

Сухотин А., Ритмы и Алгоритмы,
М., "Молодая гвардия", 1983 г., с. 108.

Действительно, ряд известных произведений не столько, согласно марксисткой традиции, "отражают действительность", сколько концентрируют в себе, "овеществляют" ожидания, мечты, стереотипы, бытующие в целевой группе.

Примечание: автор термина "овеществление стереотипа" - Сычев С.В. Содержание этого термина более подробно раскрыто в материалах: Сычев С.В., Кавтрева А.Б., Догнать Америку по числу застрахованных и Как мы работаем со стереотипами (один из приемов).

Приведем ряд иллюстрирующих примеров.

ПРИМЕР 2.2.

Ряд украинских предприятий начало выпускать "сало в шоколаде" овеществив тем самым, расхожую остроту.

Журнал "Коммерсантъ-Деньги",
2004 г., N 25, с. 12.

ПРИМЕР 2.3.

"Стива Джобса из Apple недавно спросили, что делает новую операционную систему MacOS X такой великой. Он ответил: "Мы сделали кнопочки на экране такими хорошенькими, что вам захочется лизнуть их". Ни единого слова о мегагерцах и гигабайтах".

Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале, Бизнес в стиле фанк.
Капитал пляшет под дудку таланта, Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге,
2001 г., с. 16.

ПРИМЕР 2.4.

"Это произошло в конце 1950-х гг., когда внимание Рут Хандлер (Ruth Handler) привлекла игра ее дочери с бумажными куклами. Рут представила себе их роль по мере взросления ребенка. В то время большинство кукол выпускались в образах детей, и Рут подумала о кукле, которая побуждала бы маленьких девочек задуматься о том, какими они хотели бы быть, когда вырастут. Она создала модель куклы в образе девочки-подростка, которую назвала "Barbie" (в честь своей дочери) - именно так все и было. До этого все существующие куклы отличались только по цене, размеру, национальности, дизайну, одежде, дополнениям, аксессуарам, цвету глаз и волос... Никто не подумал о том, что кукла может быть не только в образе ребенка. Почему? Кукла - это ребенок. Это убеждение ведет к созданию новых кукол путем модификации любого атрибута ребенка. Не удивительно, что оригинальная идея возникла у человека, не связанного с производством кукол. Скорее всего, производители кукол не увидели бы возможности куклы, выглядящей как взрослый человек. "Barbie, самая продаваемая в мире кукла, стала неотъемлемой частью жизни миллионов девочек-подростков. Ее неизменная внешность породила легионы фанатов - коллекционеров. Ее любят и такие знаменитости, как Шер, и дизайнеры модной одежды; легендарная линия "Barbie Collectible" ("Коллекционные Barbie") включает более 600 разновидностей кукол".

Ф. Котлер, Ф. Триас де Без, Новые маркетинговые технологии. Методики создания гениальных идей,
СПб, "Нева", 2004 г., с. 76.

Автор не считает, что, например, "сало в шоколаде" будет существовать в течение ряда поколений - этот пример понадобился лишь как иллюстрация "овеществления" стереотипа массы людей. Теория, посвященная стереотипам, более подробно изложена здесь [3; с. 57-90].
Если говорить кратко, то стереотипы подразделяются на положительные, нулевые, отрицательные.

ПРИМЕР 2.5.

"Все глобальные изменения в моде - результат войн. Мужская часть населения резко уменьшается. В условиях жесткой конкуренции женщины стараются привлечь своей сексапильностью. После Наполеоновских войн женщины надели прозрачные муслиновые платья, намекая на голое тело под ними. После Первой мировой войны укоротили юбки, максимально углубили вырез платья. После Второй мировой в ход пошли узкие талии и большая открытая грудь".

Чаплыгина М., Победил глобализм (интервью с историком моды Александром Васильевым),
журнал "Огонек" 2003 г., N 30, с. 40.

ПРИМЕР 2.6.

"Несколько лет назад, когда деревья были большими, а Интернет маленьким, я решила сделать в Сети свою домашнюю страничку. Мне очень хотелось как-то выпендриться, но заполнять страничку было совершенно нечем - сканировать фотографии я еще не умела, стихов не писала и интересных хобби, о которых можно было бы поведать миру, не имела. Зато накануне я рассталась со своим молодым человеком и, лишенная возможности лично высказать ему все свои претензии, написала маленькое эссе на тему "Что мне не нравится в мужчинах". Сие произведение, для пущей красоты оформленное жуткими розочками, я и поместила на своем сайте. Потом подумала и добавила еще один текст - "Что мне нравится в мужчинах".

После этого началось что-то невероятное. Я-то думала, что посетителей у меня будет, как у других доморощенных веб-дизайнеров - человек пять в день максимум. Но граждане повалили сотнями. Я сделала еще несколько рубрик: "Дневник девушки", "Разговор на кухне", "Девичник", "Ошибки мужчин в моей постели". И когда однажды мой счетчик показал три тысячи посещений за прошедшие сутки, я наконец поняла причину популярности своего - будем откровенны, не самого лучшего и не самого раскрученного в Сети - сайта.

Причина эта была проста. Искренность. Оказалось, что искренность в нашем мире - дефицитный продукт, за которым люди готовы стоять в очереди. Мужчины и женщины настолько погрязли во взаимной лжи, что совсем не понимают друг друга. И тут я, как свежий дурак с мороза, открываю карты. Говорю то, о чём принято молчать. Откровения мои, конечно, были на уровне "зимой идет снег, а Волга впадает в Каспийское море", но у мужчин все равно глаза лезли на лоб: "Неужели вы, женщины, так думаете?" А дамы вовсю меня поддерживали. Фраза "ты озвучила все мои мысли" мелькала почти в каждом женском письме.

Ни о каких Бриджит Джонс тогда слыхом не слыхивали, мне просто удалось интуитивно попасть со своими откровениями в десятку. Сайт "Мужчина глазами женщины" существует до сих пор. Так что, если будет время, заглядывайте".

Радулова Н., Без вранья,
журнал "Огонек", 2003 г., N 13, с. 51.

ПРИМЕР 2.7.

"Почему стали так бешено популярны в Америке так называемые "новые женские" романы? В них тоже нет ничего! Ни сюжета, ни интриги. Простое, практически дневниковое, описание жизни авторши. Как она мучается от целлюлита, как она трахается с мужиками, как она страдает из-за менструации и неподходящих тампонов. Ничего особенного. Кроме предельной откровенности!

Вот именно эта предельная откровенность и сделала авторов новой женской литературы известными. Востребованность обществом предельной телесной откровенности оказалась столь высока, что авторы эти полезли, как грибы после дождя. Хелен Филдинг стала популярной благодаря книге "Дневник Бриджит Джонс".

Джессика Адамc, бывшая официантка, радиоведущая и журналистка, написала смешную книгу о тридцатилетней женщине, которая ищет любовь в Интернете, и сразу стала знаменитой.

Франсуаза Шандернагор в 1998 году бросила писать исторические романы и... сразу стала знаменитой. Потому что рассказала в книге "Первая жена" свою собственную историю брошенной мужем женщины. Книга стала бестселлером.

Кендес Бушнелл вела газетную колонку, в которой описывала сексуальные нравы современных жительниц Нью-Йорка. Ее статьи сначала легли в основу романа, а затем по ним сняли знаменитый сериал "Секс в большом городе".

В России на том же поле играют Мария Арбатова и Дарья Асламова".

Никонов А. П., Апгрейд обезьяны. Большая история маленькой сингулярности,
М., "Издательство НЦ ЭНАС", 2004 г., с. 144.

Верно и обратное: непопадание в стереотип целевой группы (ЦГ) делает произведение - невзирая на все старания Автора - короткоживущим... Можно высказать гипотезу, что здесь существенными являются и "уровень восприятия" [3; с. 30-40], и "время жизни" самого стереотипа. Если он долго живет и произведение в него попадает - это долгоживущая система. Если исчезает стереотип - делается непопулярным и произведение.

ПРИМЕР 2.8.

Так, "не привились" в именно дворянской литературе середины XIX нравоучительные произведения с примитивным противопоставлением злых богачей благородным беднякам.

ПРИМЕР 2.9.

"А что думали сами крестьяне? У нас есть возможность обратиться к уникальному свидетельству той поры - литературному наследию крестьянина Сергея Терентьевича Семенова, самого настоящего русского хлебопашца, бывшего и прекрасным писателем. В очерках "Двадцать пять лет в деревне" Семенов рассказал многое, что осталось в стороне от внимания профессиональной литературы. Хотя он выпустил шеститомное собрание сочинений и за него был удостоен премии Российской академии наук, хотя его высоко ценил Лев Толстой, он остался неизвестным нынешнему так называемому "широкому читателю". Почему? Потому что не укладывался в привычное клише. Объяснять этот феномен - не задача нашей работы, здесь речь о достоверности свидетельства. Л. Н. Толстой: "Искренность - главное достоинство Семенова. Но кроме нее у него и содержание всегда значительно: значительно и потому, что оно касается самого значительного сословия России - крестьянства, которое Семенов знает, как может знать его только крестьянин, живущий сам деревенской тягловой жизнью" (Цит. по: Рыбас С., Тараканова Л. Указ. соч. С. 30)".

Рыбас С., Столыпин,
М., "Молодая гвардия", 2004 г., с. 42.

Приведем примеры, когда произведения были основаны на негативных эмоциях, страхах (в используемой терминологии - на отрицательных стереотипах):

ПРИМЕР 2.10.

"Развитие техники не ослабляло атмосферы страха, а парадоксальным образом его стимулировало. Так, исследователи отмечают роль книгопечатания в эпидемии дьяволизма. Именно благодаря печатному станку создался "бум" литературы о ведьмах в масштабах, совершенно невозможных в средние века. Пресловутый "Молот ведьм" был многократно переиздаваем в XVI в., и тираж этого кодекса инквизиции достиг 50 000 (то есть книга, предназначавшаяся для внутреннего употребления в кругу преследователей, сделалась народным чтением), тридцатитрехтомный "Театр дьяволов" - энциклопедия дьяволомании - достиг тиражей в 231 600 экземпляров. Огромными тиражами расходились наполненные страхом дьявола сочинения Лютера и Кальвина. "О демономании магов" Бодена выдержало между 1578 и 1604 гг. пять (!) изданий в латинском оригинале и было переведено на французский, немецкий и другие языки. Невозможно учесть тиражи ярмарочных "народных" книг типа книг о Фаусте или Дракуле. Анализ материалов процессов свидетельствует, что многие женщины, обвиняемые в колдовстве, в своих показаниях обнаруживают явное знакомство с печатной литературой этого рода, и это формирует их самообвинения. Можно с уверенностью сказать, что в разделенном на изолированные мирки средневековом обществе эпидемия страха перед ведьмами не получила бы такого панконтинентального распространения".

Лотман Ю. М., Семиосфера,
СПб, "Искусство-СПб", 2001 г., с. 633-634.

ПРИМЕР 2.11.

"Время после второй мировой войны было крайне беспокойным. Несмотря на то, что недавняя опасность осталась в прошлом, многие боялись, что коммунистические идеи, которые завладели СССР и частью Восточной Европы, распространятся по всему миру и положат конец демократии и капитализму - основам процветания Соединенных Штатов и множества других стран. "1984" - роман Джорджа Оруэлла, опубликованный в 1949 г., который довел эти страхи до последней черты, создав проект полностью тоталитарного будущего и всесторонне описав проблемы гуманности в таком мире".

Н. Каролидес, М. Балд, Д. Суова, Евстратов А., Сто запрещенных книг: Цензура мировой литературы,
Издательство "Ультра. Культура", М., 2004 г., с. 15.

ПРИМЕР 2.11A.

"В 1997 году за похоронами принцессы Дианы наблюдали 2,5 миллиарда человек - из 5,7 миллиарда, живущих на земле.

Диксон П., Бизнес-тренды: Стратегическое моделирование будущего,
М., "Эксмо", 2005 г., с. 278.

Подведем промежуточные итоги, ответив на вопрос: что объединяет эти, а также ряд других широко известных произведений?

Во-первых, произведения ориентированы на уже сформированную целевую группу потребителей (иногда она сформировалась спонтанно);

Во-вторых, в жизни целевой группы либо уже произошли значимые изменения (возникло книгопечатание; коммунистический режим захватил часть Европы), либо эти изменения должны произойти (девочка вырастет в девушку, девушка - в женщину с массой своих проблем).

Известный пример: невероятная популярность в дни войны стихотворения К. Симонова "Жди меня". Заметим: известны писатели, режиссеры, актеры, которые, порой при весьма посредственных способностях, смогли выразить "жизнь своего поколения".

В-третьих, в произведении концентрируются, получают свое вещественное выражение личные эмоции - будь-то страхи или женская искренность.При этом возможны различные варианты:

  • либо эмоции максимально усиливаются, драматизируются; 
  • либо делается "обзор" их вариантов. Таковы например: TV-сериал "Секретные материалы", являющийся энциклопедией современных фобий; книга Раймонда Моуди "Жизнь после смерти" и т.п.

Естественно, одновременное соответствие нескольким названным критериям обычно способно усиливать эффект воздействия.

ПРИМЕР 2.12.

"Каждому поколению приходится что-то доказывать - это было и будет. Вопрос в том - что первично, а что вторично? Возьмем Ванессу Мэй - она ведь тоже шоумен, хотя еще пару лет назад многим казалось, что она чуть ли не подарила скрипичной музыке вторую жизнь, когда появилась на сцене со скрипкой в мини-юбке. А ведь если говорить отдельно только про технику ее игры - то можно ведь найти скрипачей и поинтереснее. А если говорить о мини-юбке, можно и ножки поинтереснее найти. Но она попала в десятку именно тем, что совместила мини-юбку и скрипку! Потому что тут в первую очередь воспринимался кураж, эффект, потому что раньше этого никто не делал".

Архангельский А., Юрий Башмет: "Музыка - это наша пища",
журнал "Огонек", 2003 г., N 3, с. 53.
Интервью с музыкантом Юрием Башметом.

ПРИМЕР 2.13.

Рассказывает продюсер Юрий Маликов: "В советское время была такая пара - Наталья и Олег Кирюшкины. Режиссер Бойко придумал им оригинальный танцевальный номер. И вот так все срослось, что этот номер на полтора или даже два года затмил все, что было тогда на эстраде. Я был свидетелем их выступления на гала-концерте во время Всемирного фестиваля молодежи в Берлине, который проходил в 1973 году. В составе советской делегации, насчитывавшей 500 человек, были все, кто только мог: и Кобзон, и "Песняры", и "Самоцветы", и знаменитый ансамбль "Танцы Сибири", и всякие оригинальные номера, и балет Большого театра, и цирк, и фольклорные коллективы. Грандиозный концерт во "Фридрих-штадтпаласе", в ложе сидят члены правительства, идет трансляция в прямом эфире по Интервидению. Мы все вместе спели один куплет из песни о Москве, представив наше многонациональное искусство, и выходят Кирюшкины. Без объявления, под такую простенькую музычку - мальчик в конопушках и в беретике и девочка с шариком, и он этот шарик начинает у нее отнимать. И все.

Номер шел 6 минут, потом 20 минут публика не отпускала их со сцены. Они бисировали несколько раз, а зал буквально стонал от восторга и стоя приветствовал их. И никакой Большой театр, никакой балет не могли перекрыть этот ажиотаж. Режиссеры стараются утащить Кирюшкиных со сцены, а зал, стоя, аплодирует и не отпускает их.

Вот что такое точно придуманный и филигранно осуществленный номер! Тогда совпало все: место, время, исполнители. Потом Кирюшкины развелись, и на место Натальи пришла ее сестра-близнец с такой же яркой восточной внешностью (они якутки). Казалось, внешне ничего не изменилось, а дуэт распался. В новом составе ничего не получилось. Первая сестра была чуть пообаятельнее, чуть поартистичнее, но Олег влюбился в другую, развелся со своей первой партнершей, и номера не стало. Пропало точное попадание, без которого нет шоу-бизнеса".

Готовцев Лев, Правда о шоу-бизнесе,
М., "РИПОЛ КЛАССИК", 2004 г., с. 239-240.

Существует еще одна тенденция, когда произведения изначально предназначены для небольшой группы лиц или даже создаются для 1 человека. Такие произведения - в зависимости от "уровня восприятия" и "времени жизни" стереотипа, могут быть как "импульсными", так и "долгоиграющими". История знает массу примеров, когда музыкальное произведение или картина были написаны по заказу монарха, но оставались актуальными длительное время...

ПРИМЕР 2.14.

"Теперь уже пришло время писать историю развития Интернета. Все же интересная это штука. Ведь как все начиналось? Издатели размещали в Интернете газеты и находили подписчиков. Потом Интернет пошел по пути создания отдельных видов сервиса: почтовый сервис, агентства путешествий и т.д. Какое-то время это было очень популярно, а потом сошло "на нет", потому что предложений появилось так много, что они друг друга буквально задавили. Возникли магазины, такие как "Амазон". Опять страшный бум, акции выброшены, проданы за огромные деньги. Но через какое-то время бизнес стал абсолютно неконкурентоспособен: ведь создать магазин в Интернете очень просто. Взять каталог, разместить информацию о товарах, и все. Кто-то закажет их у тебя, а ты купишь дешевле, перепродашь и перешлешь. Или даже сам торговый дом за тебя перешлет, чтобы не беспокоиться. Так прошла вторая волна Интернета - с предоставлением отдельных видов сервиса.

Третья волна - создание порталов по интересам людей: кино, политика, секс. Там было все о данной конкретной области знаний или досуга.

Потом наступила четвертая волна развития Интернета - "коллектинел" - обслуживание узкого круга людей одинаковых интересов на одном сайте, где они могли для себя получить всю специфическую информацию и услуги любого вида: и магазин, и агентства, и информацию и все прочее, ну, например, "коллектинел" для рыболовов или для собирателей почтовых марок".

Тapасoв А.М., Миллиoнep,
М., "Вaгpиyс", 2004 г., с. 427.

ПРИМЕР 2.15.

"Пока это возможно только на немецком языке. Идея писать любовные романы на заказ пришла в голову 37-летнему германскому предпринимателю и литератору Яну-Кристофу Гетцу. В 2004 году он создал фирму PersonalNOVEL, или "Персональная новелла". За несколько месяцев существования фирмы желание стать литературным героем выразило столько людей, что PersonalNOVEL стремительно выросла и, возможно, выйдет на мировой рынок. В Германии "личные романы" пользуются все большей популярностью. Немцы заказывают как книги про себя, так и про своих друзей - в качестве подарка на свадьбу или день рождения, например. Для этого им достаточно зайти на Интернет-страницу www.personalnovel.de и заполнить анкету: указать имя, цвет глаз и волос главной героини и героя, их ласковые прозвища, место действия, эпоху и продолжительность романа. После этого нужно перевести означенную сумму в евро на счет фирмы и ждать ровно неделю. Через семь дней история на 200 страницах будет готова, издана и доставлена по почте. Содержание книги, разумеется, шаблонное, но зато напишут именно про вас. Кроме того, на сайте есть возможность выбрать понравившийся шаблон: как вам, например, вариант "Строптивая Афродита", где молоденькую, симпатичную подружку скучного парня соблазняет на Кипре мускулистый официант местного разлива? Не нравится? - тогда есть возможность попасть в роман "Женщина мечты" с главным героем - неотразимым дипломатом и описанием трех постельных сцен; или в историю "Она - пилот в тропиках", где сцен страсти уже четыре, а главная героиня, мужественный пилот самолета, борется с дикими обитателями джунглей и искушением одновременно. Есть шаблоны романов для поклонников однополой любви, для любителей приключений, есть исторические варианты и рассказы для детей и про детей. Можно предложить владельцам фирмы и авторам "личных романов" свой вариант развития сюжета. Возможно, его примут к сведению и появится новый шаблон. За дополнительную плату (около 50 евро) на обложке напечатают вашу фотографию. А законченные индивидуалисты, которые не желают, чтобы их имена и приметы просто подставляли в стандартный рассказ, могут заказать абсолютно новую историю только для себя и даже биографию. За нарциссизм придется раскошелиться. Цена на индивидуальный роман или реальную историю жизни колеблется от 100 до 200 евро".

Сорвачева А., Я - герой романа,
журнал "Огонек", 2004 г., N 45, с. 45.

ПРИМЕР 2.16.

"Мартин Линдстром: "Вы представляете себе, что значит для потребителя своя собственная этикетка? Кастомизация делает товар вашей личной маркой, а не маркой производителя. [...] потребитель приходит в магазин и восклицает: "Ух ты! Вон на полке стоит товар, который я вчера придумал!" Хотите верьте, хотите нет, но Lego тоже удалось сделать это. Вы можете послать им свою фотографию и получите конструктор, из которого можно собрать свой портрет. Фантастика. Это же огромная работа — придумать такой набор, сделать его, написать руководство по сборке портрета. Но они на это пошли — и это превосходно, разве нет?"

Котин М., Я не женюсь на марках (интервью с Мартином Линдстромом),
журнал "Секрет фирмы", 2005 г., N 4.

Как правило, "точного попадания в стереотип" [3] не всегда достаточно для создания долгоиграющих - в масштабе нескольких поколений - произведений.

Здесь нужны иные механизмы, о которых рассказано в следующих разделах...

3. КОРРЕКЦИЯ ПРЕЖНИХ ЭТАЛОНОВ и ПОДГОТОВКА ОПРАВДАНИЙ

"Вольтер орудием насмешки погасил в Европе костры инквизиции…"
Письмо В. Г. Белинского Н. В. Гоголю.

Нарождающаяся целевая группа существует не сама по себе и находится не в безвоздушном пространстве, а так или иначе конкурирует с уже сложившимися группами, специалистами. Скажем, успехи технологии фотографии были весьма недоброжелательно встречены художниками-портретистами...

ПРИМЕР 3.1.

"Знаменательно, что молодежь перестала подражать героям старшего поколения, даже космонавтам, и предпочитает следовать примеру своих собственных героев, эстрадных певцов и наркоманов. Так что проблема не в семидесяти пяти или ста тысячах борцов с условностями, но в гораздо большем числе тех, кто беззащитен перед их влиянием. К слову сказать, проблема эта, каковы бы ни были ее истоки, знакома также как центральным, так и местным властям Германии, Франции и Голландии. Заключается она в нежелании молодежи, или некоторой ее части, стать членами общества - такого как оно есть, и эта тенденция обнаруживается в настоящее время в ряда стран от Америки до Японии".

С.Н. Паркинсон, Законы Паркинсона,
Минск, "Попурри", 2002 г., с. 352.

ПРИМЕР 3.2.

"Двухтысячелетнее царствование логики Аристотеля сделало очень трудным её свержение с трона. В течение всей новой эпохи практически каждый успех в науке, логике или философии приходилось вырывать зубами у сопротивлявшихся последователей Аристотеля".

Б. Рассел, История западной философии,
Новосибирск, изд-во "НГУ", 1999 г., с. 202.

История знает массу примеров, когда конкуренты или их произведения просто уничтожались (так, при уничтожении турками-османами 700 000 папирусных свитков Александрийской библиотеки, халиф Омар, прославился фразой: "Eсли книги, хранящиеся в библиотеке, согласуются с Кораном - они не нужны, если же противоречат ему - их следует уничтожить").

Менее кровожадный подход: запрет и постепенное вытеснение старых норм, эталонов.

ПРИМЕРЫ 3.3.-3.4.

"При дворе регламентировались многие элементы костюма. Уже Петр I указом от 4 января 1700 г. предписывал всем, кроме крестьян и духовенства, носить западное платье. Екатерина II в 1782 г. тоже распорядилась "о назначении, в какие праздники какое платье носить особам обоего пола, имеющим въезд ко двору". Начиная с эпохи Петра I костюмы придворных шили в соответствии с господствующей модой времени. В 1834 г. специальным распоряжением строго определялся их покрой, фактура и цвет ткани, декор".

Махлина С., Семиотика культуры и искусства: Словарь-справочник в двух книгах. Книга вторая, СПб, "Композитор", 2003 г., с. 133.

"При Елизавете нравы начали смягчаться: старинные московские забавы подверглись запрету (было запрещено "иметь медведей", стрелять из ружей), отменена была смертная казнь. Вместо лицезрения казней народ приобщался к театру. Немаловажно, что из двадцати лет царствования Елизаветы пятнадцать были мирными. При ней в 1755 г. был открыт Московский университет и в 1757 г. - Академия художеств".

Махлина С., Семиотика культуры и искусства: Словарь-справочник в двух книгах. Книга первая, СПб, "Композитор", 2003 г., с. 16.

Естественно, разрушение старых, привычных норм и формирование новых эталонов, символов делалось не только царствующими особами:

ПРИМЕР 3.5.

"В XIX веке в Британии исключительно дурным тоном считалось на одну книжную полку ставить авторов мужчин и женщин. А на ножки рояля надевали чехлы, потому что они вызывали нездоровые ассоциации у окружающих. Но со временем это прошло. В тысяча девятьсот сорок каком-то году в прокат вышли "Унесенные ветром". Там впервые в американском кинематографе употреблялось слово damn (проклятье) . На создателей подали в суд, и как они ни орали, что это творческий замысел, им присудили штраф - 40 тысяч долларов. По тем временам деньги чудовищные. И это было всего лишь слово damn! […] А теперь там считается, что автор серьезного произведения волен поступать так, как считает нужным. Думаю, что и у нас к этому придут".

Смирнова А., Ненормативный переводчик (интервью с Дмитрием Пучковым - "Гоблином"),
журнал "Медведь", 2005 г., N 6, с. 36-37.

ПРИМЕР 3.6.

"Некоторые принципиальные творческие проблемы ставит картина Клода Моне "Завтрак на траве" (1866). Сам выбор темы - эпизод жизни художественной богемы, протекающий на открытом воздухе и позволяющий изучать воздействие света на предметы и человеческие лица, - характерен для этого полотна как полотна импрессионистического. "Завтрак на траве" Клода Моне и картина с тем же названием, принадлежащая кисти Эдуарда Мане, близки друг другу тем, что их названия и тема совпадают, а также своей поэтикой и родством художественных принципов. И у Э. Мане, и у К. Моне изображен пикник на открытом воздухе. На том и на другом полотне изображены компании, наслаждающиеся общением с природой, собирающиеся вкусить вино и яства. В картинах был пленэр, воздух и свет омывали деревья и каждую человеческую фигуру. Однако на полотне К. Моне компания, хоть и богемная, не выходит за рамки дозволенного. Группа же людей на картине Э. Мане выглядит совершенно раскованно - рядом со строго одетыми мужчинами обнаженная женщина, не смущающаяся своей наготы. Публику шокировали не светлые тона и упрощенные формы, а присутствие обнаженных женщин среди мужчин, облаченных в пиджаки и сюртуки; вот если бы на последних были тоги..."

Креспель Жан-Поль, Повседневная жизнь импрессионистов,
М., 1999 г., "Молодая гвардия", с. 42.

XX-й век подарил миру множество манифестов, авторы которых стремились "скинуть" предшественников-врагов "с корабля современности":

ПРИМЕР 3.7.

Еще пример: в конкурирующих научных школах часто не принято делать корректных ссылок друг на друга…

Другая форма сосуществования - примирение.

Примирение с реальностью отдельных людей и групп людей осуществляется, в том числе, и с помощью произведений искусства. Корректируются их оценки, убеждения, взгляды и т.п.

Назовем это, так же как в [3; с. 198-217] , "коррекцией стереотипов".

ПРИМЕР 3.8.

"Например, Джек Поллок не умел рисовать. Он просто разбрызгивал краски. И достаточно удачно. В 50-60-х годах такая манера была в моде. Людям казалось, что они и сами могут создавать подобные картины (имеется в виду, что предыдущие художники подчеркивали свой мастерство, недоступное простым смертным - Прим. И.Л. Викентьева). Им это нравилось. Но, в конце концов, когда Поллок иссяк, перебрав все возможные варианты разбрызгивания красок, он покончил жизнь самоубийством. Сказать уже было нечего".

Бобкова Ю., Университеты Никаса Сафронова (интервью),
журнал "Куда пойти учиться", 2003 г., N 36, с. 29.

ПРИМЕР 3.9.

"… противопоставление массового и элитарного искусства традиционно. Издавна массовое и элитарное сосуществуют друг с другом, питая и стимулируя дальнейшее развитие каждого из них. Как правило, элитарное искусство способствует жизнестойкости массового. Это явление можно назвать "бильярд". Как известно, в XVIII в. в России лишь у Екатерины II был бильярд. Сначала это была игра самых привилегированных слоев общества. А в начале XX в. любой мастеровой мог достичь профессионализма в этой когда-то элитарной игре (вспомним кинотрилогию о Максиме). Так и в искусстве. Новые средства выразительности, открытые гениальным художником, постепенно осваиваются в авангардной среде. А затем становятся стереотипными, нивелируются и переходят в разряд банальных и пошлых. Эти явления широко известны и описаны".

Махлина С., Семиотика культуры и искусства: Словарь-справочник в двух книгах. Книга первая, СПб, "Композитор", 2003 г., с.145-146.

Один из механизмов, позволяющих "корректировать стереотипы" масс - юмор.

ПРИМЕР 3.10.

"Антон Павлович Чехов весьма остроумно долбал декадентов и их увлечение эротизмом увядания называл полной белибердой. Однажды Брюсов написал стихотворение из одной строчки: "О, закрой свои бледные ноги!" Прочитав сей опус, Чехов ехидно за метил: "Жулики они, а не декаденты, и ноги у них не бледные, а, как у всех, волосатые..."

Житинкин А.А., Плейбой московской сцены,
М., "Издательство Астрель", 2003 г., с. 226.

ПРИМЕР 3.11.

"В советское время зло, жестокость у нас рассматривались только абстрактно: то есть вот мировое зло - капиталисты или фашизм, например. О зле, которое присутствует в каждом из нас, наше искусство никогда не задумывалось. Запрет этот странным образом переплетался с запретом на разговоры о физиологической стороне жизни человека вообще. Два табу - на зло и физиологию - в Сорокине вызвали странную реакцию: они переплелись и скрестились в некий сгусток, нарыв, который требовал вскрытия. […] Сорокин часто упрекает классиков в этом лицемерии, присущем всей нашей литературе. Не от привычки ли к лицемерию в искусстве постсоветский человек оказался бессилен перед лицом зла в себе и других? Сорокин сознательно приучал российских читателей ко злу. Вначале - в гомеопатических дозах, постепенно наращивая и увеличивая их. В 90-е годы последовали "Норма", "Пир", "Голубое сало", в которых Сорокин безжалостно разбивал самые "святые" и серьезные для русского сознания темы о самые низменные. Сталин и Хрущев, как гомосексуальные партнеры. Интеллигенты, ритуально съедающие свою дочь. Все это не могло продолжаться бесконечно"

Архангельский А., Нести людям "бро",
журнал "Огонек", 2004 г., N 39, с. 47.

Интересный аспект: при всем желании "быть на плаву" - эти произведения можно отнести скорее к "импульсным", чем к "долгоиграющим". Их задача - не столько создавать новое, сколько ограничить старое, получить кратковременный успех…

ПРИМЕР 3.12.

"Странная драматургия" - моя стихия. Я все время закрываю темы. Когда был момент внезапного увлечения библейскими (и??) аллюзиями, я поставил спектакль "Снег. Недалеко от тюрьмы" Николая Климонтовича в Театре имени Ермоловой. После чего понял, что религия - настолько сакральная вещь, что на этом нельзя делать спектакль. Когда возникла модная тема сексуальных отношений, у меня, впервые в русском театре, в "Калигуле" Камю был сыгран гомосексуальный акт. Дальше театру в этом направлении идти уже некуда. Когда в разных московских спектаклях стали робко звучать слова из ненормативной лексики, я поставил "Игру в жмурики" Волохова, где в каждой фразе откровенный мат, и на двенадцатой минуте зрители забывали о нем, потому как происходящее на сцене было осмыслено психоаналитически... Когда возникла очередная мода на лесбиянок, я поставил "Ночь трибад" Энквиста, и все увидели трагедию дома Стриндберга. Зритель был разочарован. Он ждал лесбийских сцен, а увидел трагического Георгия Тараторкина. Когда возникло обожание Серебряного века и стало модно цитировать с завываниями декадентскую поэзию, я в спектакле "Желтый ангел" посмотрел на это с другой стороны. Ни Тэффи, ни Аверченко не были популярными в конце жизни. Два смешных человека на самом деле проживают трагическую жизнь Коломбины и Пьеро. Я поставил спектакль об искусстве в эмиграции, где спивались, подличали и стучали еще хуже, чем на родине... Когда "Московский комсомолец" написал, что я русский Хичкок из Хамовников, я понял, что закрыл тему каннибализма. За пьесу "Внезапно прошлым летом" Теннесси Уильямса обвинили в пропаганде насилия. В Америке спектакль не дали доиграть до конца. А мы играли - и ничего, ведь я не про людоедов ставил! У меня в спектаклях не было внешних приключений, но внутренние были всегда. Сейчас интересен конфликт героя с самим собой - то, что Камю называл "внутренним приключением". Каждый проживает жизнь так, как он может и хочет. Можно прожить очень короткую жизнь и знать, что ты жил! Можно долгую - и не жить. Если ничто не обжигало, значит, ты недочеловек. Я обманываю обывателя, предлагая ему скандальные названия или сюжеты, а уходит он, как правило, загруженный серьезной информацией... "

Житинкин А.А., Плейбой московской сцены,
М., "Издательство Астрель", 2003 г., с. 68-69.

ПРИМЕР 3.12A.

"12 ноября 1952 г. Journal of Consulting Psychology опубликовал статью, которая уже через четверть века на основании подсчета последующих ссылок на нее была признана классической. Статья принадлежала перу Г.Ю. Айзенка, и, хотя его научная библиография насчитывает сотни работ, именно ее наряду с крупными монографиями данного автора неизменно включают в список основных его трудов.

Статья, наделавшая немало шума (который не стихает по сей день), была посвящена проблемам психотерапии, главным образом - традиционного психоанализа. Айзенк выступил с вполне резонным требованием применять научные методы для оценки любой психотерапевтической методики (статья так и называется - "Оценка эффективности психотерапии"), чем заслужил жгучую ненависть своих современников-психотерапевтов. Их нынешние российские последователи Айзенка не читали и потому никаких чувств к нему не испытывают. А если б прочитали, тоже возненавидели бы. Ибо, по мнению Айзенка, большинство их хитроумных процедур представляют собою не более чем "игры для детей зрелого возраста" и ни к каким объективным личностным сдвигам не приводят. Особенно досталось от Айзенка фрейдистам. С помощью достаточно строгих психологических обследований он пытался установить, каковы бывают результаты психоаналитической терапии. Выводы оказались неутешительными. Айзенк не нашел никаких доказательств эффективности фрейдистской процедуры (заметим - длительной и дорогостоящей), кроме тех эффектов, которых можно ожидать от простого вдумчивого самоанализа. Хотя кое-кто и упрекал Айзенка за чрезмерную резкость суждений, возразить ему по существу никто так и не сумел. Сами психоаналитики либо ссылаются на хрестоматийные примеры вроде "случая Анны О." или "человека с волками", либо просто высокомерно отворачиваются от всякой критики, как это вообще у них принято. Но их благоденствие Айзенк подпортил изрядно. После выхода его статьи клиентура психоаналитиков заметно сократилась.

А во многих странах психоанализ просто не получил распространения. Так произошло в Индии, где когда-то было создано одно из первых психоаналитических обществ, и в Китае - причем как в социалистической КНР, так и на прозападном Тайване. Похоже, азиатский менталитет отторгает фрейдистскую концепцию. Впрочем, не только азиатский".

Степанов С.С., Популярная психологическая энциклопедия,
М., "Эксмо", 2005 г., с. 491-492.

ПРИМЕР 3.13.

"В чем же дело? Почему через 30 лет Александр Солженицын утратил контакт с российской аудиторией? Причин здесь, видимо, несколько. Тогда Солженицын многим из нас открывал глаза, он говорил о проблемах и фактах, которые большинству из присутствовавших в зале не были известны. Но теперь, в 1994-1995 годах. Солженицын повествовал о вещах и фактах, которые всем его слушателям были знакомы и обсуждались не раз. Это позволило радикал-демократам из "Выбора России", на которых писатель обрушил свою критику еще во время поездки по России, взять своеобразный реванш. "Мы надеялись, - писала Алла Гербер, - что Солженицын сумеет увидеть и понять проблемы новой России. Мы ждали слова громадного писателя, независимо оттого, разделяем мы его взгляды или нет. Но взгляда не снизу, а сверху, откуда только ему и видно, что с нами происходит, куда мы, с чем и зачем. Но Солженицын все успел узнать и все понять за несколько месяцев пребывания в России, но только на уровне репортера из районной газеты. Мы прощаемся со своим Солженицыным, который теперь открывает нам истины о том, что надо мыть руки перед едой" (газета "Московский комсомолец" от 02.11.1994 г.). "Великий русский писатель, - иронизировал по тому же поводу журнал "Новое время", - задался, по-видимому, задачей озвучить штампы перестроечной публицистики пяти- или семилетней давности со страстью человека, вопиющего в пустыне о том, что дважды два будет четыре. Четыре!" (журнал "Новое время", 1994 г., N 44. с. 4)".

Жорес Медведев, Рой Медведев, Солженицын и Сахаров. Два пророка,
М., "Время", 2005 г., с. 182-183.

Другой часто используемый механизм создания популярных произведений - подготовка готовых самооправданий поражения/неуспеха формирующейся целевой группы (уверенная победа, как правило, не требует самооправданий).

ПРИМЕР 3.14.

"Если мы раскроем роман Тома Клэнси "Игры патриотов" (в Америке он был издан в 1991 г., в Москве - в 1994 г.), то сразу увидим, что его главный герой доктор Райан полон самых благородных характеристик. Он преподает историю в военно-морском учебном заведении, сам в прошлом морской пехотинец, что позволило ему в период кратковременного пребывания в Лондоне помешать ирландским террористам расправиться с представителями королевской семьи. Он умеет стрелять (его научил этому отец - полицейский офицер), и прыгать, обладает достаточно четкой реакцией. Его лекции посвящены проблемам принятия решений во время морских сражений. Но главной постепенно оказывается иная линия - доктор Райан сотрудничает с ЦРУ, сначала на случайной основе, делая для них доклад по проблемам терроризма, а затем переходит на постоянную работу, куда подталкивают его кадровые сотрудники, отмечая его сильный интеллект и аналитические способности. Интересно, что в романе отсутствует типичная для массовой культуры любовная линия. Др. Райан находит свое счастье в супружеской верности, что никак не соответствует, к примеру, образу Джеймса Бонда. […]

Том Клэнси занял особое место в американской литературе не потому, что являлся любимым писателем президента Билла Клинтона. Том Клэнси своими романами излечил Америку от вьетнамского синдрома, вернул в число героев нации человека военного, который противостоит советской угрозе, спасая людей и страну. По крайней мере, два вывода мы можем сделать из этого факта".

Почепцов Г., Паблик Рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением, М., "Центр", 2003, с. 158-160.

ПРИМЕР 3.15.

"Вспомним: христианство возникло как религия рабов. Ты можешь меня избить, продать, лишить всех благ - но мое достоинство я нахожу в другом, мне ведома высшая истина, и сгинешь ты в грехах своих, а я возвышен Господом через свою истинную веру".

Веллер М., Всё о жизни, СПб, "Издательский Дом "Нева",
М., "ОЛМА-ПРЕСС", 2000 г., с. 322.

Например, оправдание собственной криворукости у русской интеллигенции часто идет через "внутренний мир", "духовный потенциал", "богатство внутреннего мира" и т.п.

В предыдущем разделе 2. "Стереотипы Клиентов" речь шла о механизмах создания произведений, нацеленных на уже сформированные целевые группы. В приведенных же в 3-м разделе примерах целевые группы еще только формируются, не приобрели еще новых ценностей, но уже готовятся отбросить старые.

В произведениях, нацеленных на подобные целевые группы, так или используются следующие механизмы:

3.1. "Против кого дружим?" - обозначаются, называются враждебные группы и лица (часто и их враждебность подчеркивается искусственно);

3.2. Не признаются, осмеиваются и/или низвергаются прежние нормы, эталоны, ритуалы, символы, авторитеты (ряд дополнительных примеров см. также в материале: Нетрадиционные применения метафор);

3.3. Даются готовые самооправдания проигрышей своей целевой группы;

3.4. Закладываются на будущее готовые самооправдания для действий новой (своей) целевой группы.

Как правило, эти произведения актуальны при переходе от старого к новому ("мавр сделал свое дело, мавр может уйти") и не являются "долгоиграющими", хотя в свое время многим из них сопутствовали жаркие споры, скандалы и внимание публики…

Заметим: более детально механизмы самооправданий изложены в системе Help компьютерной программы "Приемы журналистики & public relations".

4. ЗАДАНИЕ ЭТАЛОНОВ

Молодые литераторы засиделись до утра, обсуждая
глобальные проблемы, все устали и начали расходиться,
В. Белинский воскликнул: "Куда Вы? Мы же еще не решили вопрос о Боге!"

Чтобы определить место предмета в пространстве нужны, как минимум, точка отсчета и система координат… [3; с. 142-143]

Так и сообществу людей, для того, чтобы самоопределиться, сориентироваться в мире и действовать согласованно (т.е. не мешая друг другу) нужны понятные нормы, образцы, эталоны, предписания, правила и т.п.

Показательно, что слово "мода", понимаемое нами как "нечто принятое в данный момент времени в данном сообществе", происходит от латинского modus - мера, правило, предписание.

Это один из механизмов, отвечаюший на вопрос: "Как написать бестселлер?"

ПРИМЕР N 4.1.

"Источник превращения стаи в общество - творческий разум. Он породил речь, изготовление орудий, научил добывать огонь. Жить стало легче, стая возросла в размерах, сначала - до уровня племени, а потом - народа. Но одновременно усложнилось управление. Возникли и властная и военная элиты, элементы специализации труда и первые ремесленники. Потом - торговцы и предприниматели.

Агрессивность человека не уменьшилась, изобретение собственных языков еще больше отделило своих от чужих. Плюс - оружие. Войны стали более жестокими. Появились пленные, рабы. К собирательству и охоте добавилась собственность: скотоводство, а потом земледелие. Грабеж, захваты чужих земель, их богатства и рабов стали основным средством становления крупных государств. Территории превратились в царства. Чтобы держать порядок понадобились войска, боги, заповеди, а потом и законы, закреплявшие "справедливость" обменов: жертвовать частью свободы ради безопасности. А чтобы законы были одинаковые для всех подданных, нужны знаки и письмена. Может быть, они и стали началом цивилизации: сообщество обрело собственную память, отделенную от личных разумов старейшин и жрецов. История человечества - это поток самоорганизации отношений, со сменой идеологий. Последовательно сменялись права сильных, знатных, богатых и, наконец, пролетариев, допуская внутри элит каждого класса как диктатуру, так и демократию. Неизменным оставалось только творчество: накапливалась информация, усложнялись техника и труд, распространялось образование. Вот только мечты философов, чтобы им самим управлять государством, так и не сбылись!"

Амосов Н.М., Мое мировоззрение,
М., "Издательство АСТ", 2003 г., с. 57-58.

ПРИМЕР N 4.2.

"Как развиваются нормы? Почему они существуют в реальной жизни? Обычно нормы развиваются постепенно, по мере того, как члены группы понимают, какое поведение способствует эффективному ее функционированию. Конечно, кризисные события в группе могут ненадолго прервать этот процесс, однако, даже если кризис внесет существенные изменения в состав и работу группы, процесс формирования норм продолжится.

Американский исследователь Роббинс отмечает, что большинство норм развивается в одном или сразу в нескольких из следующих четырех направлений:

1) категорические утверждения, высказанные каким-то членом группы - чаще начальником или влиятельным членом. […]
2) кризисные события в истории группы. Они устанавливают важные прецеденты. […]
3) первенство. Самая первая модель поведения, возникшая в группе, часто формирует групповые представления в будущем. […]
4) модели поведения, заимствованные из ситуаций в прошлом. Члены группы привносят свои представления из других групп, в которых они когда-то находились.

Это объясняет, почему рабочие группы предпочитают набирать новых сотрудников из числа работавших в подобных условиях и имеющих схожий опыт. Данное обстоятельство увеличивает вероятность того, что привносимые новичками представления совпадают с представлениями, уже усвоенными группой.

Но группы не устанавливают и не проводят в жизнь нормы для каждой возможной ситуации. Нормы должны быть важными для группы. Что же делает норму важной? Роббинс следующим образом отвечает на этот вопрос. Норма важна, если она:

  • способствует дальнейшему существованию группы. Группам не нравится терпеть неудачи, поэтому они стараются проводить в жизнь нормы, увеличивающие их шансы на успех. Это означает, что они попытаются защититься от вмешательства со стороны других групп или индивидов;
  • повышает возможность предсказания поведения членов группы. Нормы, увеличивающие предсказуемость, дают возможность членам группы предвидеть действия друг друга и подготовить адекватные ответные действия;
  • уменьшает количество межличностных проблем у членов группы. Нормы становятся важными, когда они обеспечивают удовлетворение сотрудников и предотвращают межличностный дискомфорт;
  • позволяет работникам выражать главные ценности группы, действовать в рамках ее идентичности.

Такие нормы укрепляют и поддерживают целостность группы".

Волкогонова О.Д., Зуб А.Т., Управленческая психология,
М., "ФОРУМ", "ИНФРА-М", 2005 г., с. 69-70.

Процесс формирования норм иллюстрирует малоизвестный факт: в Европе примерно до XIII века верующие могли создавать своих собственных святых, а затем все полномочия "сконцентировал" в своих руках Рим.

ПРИМЕР N 4.3.

Для Великой Французской революции символами были "Свобода. Равенство. Братство" (и некоторое время революционеры даже следовали этим эталонам), а для России министр просвещения граф Уваров в XIX веке провозгласил "Православие. Самодержавие. Народность".

ПРИМЕР N 4.4. Влияние Вильяма […] Шекспира на нашу культуру "…незаметно и всеобъемлюще, его роль сопоставима с ролью творца языка. Мы знаем несколько имен - Чосер, Лютер, Сковорода, Пушкин - которые своим литературным творчеством создали новый языковой стиль, новую манеру выражаться, в конечном счете - новый язык. Шекспир создал форму для выражения новой реальности внутреннего мира человека - мира свободных чувств и мыслей. После него это стало банальностью, это стали делать если не все, то многие, это стало литературным приемом; люди узнали, что у них существует такая внутренняя жизнь и заговорили языком Шекспира о ней. До него не было почти ничего. В результате творчество Шекспира как симптом Нового времени, как знак изменения, произошедшего в душах людей, не менее важно, чем такие масштабные явления, как Реформация и Ренессанс. Другой фигурой такого же уровня является Сервантес (1547-1616), герой которого впервые в литературе проявляет самосознание; этот литературный герой описывает новую ситуацию, которая возникла в мире. И прежде у людей были цели и намерения, были желания и эмоции. У них не было того особенного духа, который проявляется у Дон-Кихота, не было выхода за границы собственных целей и возможностей, проблемы отношения желаний личности и устройства мира. Великих не измеряют в сантиметрах, и все же мне кажется, что Шекспир для описания новоевропейского человека сделал больше, а Сервантес это сделал не столько меньше, сколько иначе".

Любарский Г. Ю., Морфология истории,
М., Издательство "КМК", 2000 г., с. 201.

ПРИМЕР N 4.5.

Пишет украинский автор: "Нация нуждается в героях. Отказавшись от набора "Павлик Морозов - Зоя Космодемьянская", мы не смогли породить новый набор. Но, как и любое государство, мы не можем существовать вне героики. Хотя в принципе процесс поиска героики в прошлом - правильный. К примеру, когда Америка отделялась от Великобритании, ей также пришлось найти свой собственный список героев. Россия в этом плане оказалась в более выигрышном положении, она приняла на себя весь пантеон, который в прошлом был общим. И именно он ассоциируется во всем мире с Россией".

Почепцов Г., Паблик Рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением, М., "Центр", 2003 г., с. 160.

ПРИМЕР N 4.6.

"О прагматизме князя Владимира, выбиравшего веру для Руси, говорит факт его отказа от принятия ислама из-за запрета пить вино. Л. Гумилев так объясняет поступок князя: "По русскому обычаю, князь делил трапезу с дружиной. Этот обязательный ритуал скреплял дружбу князя с воинами, а что могло быть для князя важнее? Менее значимым, но довольно существенным было еще одно обстоятельство. Славяне и русы привыкли к хмельным напиткам, так как вино и пиво снимали усталость походов, но строгий ритуал пиров не допускал "буйства во хмелю". В итоге мусульманским муллам Владимир отказал известными словами: "Руси есть веселие пити" (Гумилев Л.Н., От Руси к России. М., 2002. c. 71). Насколько правдива эта легенда, известная нам по "Повести временных лет" Нестора-летописца, установить сегодня практически невозможно. Важно другое. Князь "выбирал веру", руководствуясь чисто практическими соображениями. Он не был фанатиком ислама или христианства, им не двигала религиозная одержимость. Князь Владимир поступил как политик".

Цуладзе А., Политическая мифология,
М., "Эксмо", 2003 г., с. 79-80.

Обычно новые эталоны (образцы, каноны, нормы и т.п.) возникают как при формировании новой целевой группы, так и при росте числа ее участников.

При этом наиболее часто используются 5 следующих схем:

4.1. Призыв обратиться к "старым добрым нормам, традициям"

ПРИМЕР 4.7.

"Когда Гарриет Бичер-Стоу писала "Хижину дяди Тома", ее главной задачей было нарисовать душераздирающую картину рабства, чтобы белые люди поднялись против него. Она ставила целью спровоцировать перемену не только политическую, но и нравственную, поскольку верила, что подлинные перемены не происходят без перемен в сердце. Она считала, что единственный способ добиться изменений - обращение всей нации к христианству. Если каждый не только уверует в равенство, предопределенное Богом, но и исполнит это на практике, рабы станут свободными и каждый сможет войти в царствие Божие. Поэтому каждая сюжетная линия произведения сфокусирована на герое, принявшем христианство, или герое, вера которого подвергается испытанию. Добрые герои или злые - зависит в большей степени от их религиозной сущности, чем от их поступков".

Н. Каролидес, М. Балд, Д. Суова, Евстратов А., Сто запрещенных книг: Цензура мировой литературы,
Издательство "Ультра. Культура", М., 2004 г., с. 184.

Нетрудно понять, что призывы обратиться к "старым добрым нормам" в новейшей истории, с ее постоянными и всепроникающими изменениями, большого успеха не приносят…

Более распространены и эффективны следующие 4 схемы:

4.2. Первый и все последующие…

4.3. Главный - и все остальные;

4.4. Доступно всем!

4.5. Правильно/образцово - неправильно…

Далее рассмотрим эти схемы.

4.2. Первый (например, основатель целевой группы) и все остальные/последующие… Или, реже: Герой (орёл!) - неГерой (ну, не орёл…)

ПРИМЕР N 4.8.

"Людей подчиняют идеи, отмеченные печатью грандиозности. Недаром Книга рекордов Гиннесса - самая массовая после Библии. Люди согласны преклоняться перед великим, неординарным. Действия О. Бендера в Васюках - уже хрестоматийный литературный пример на такую тему".

Мясникова Л.А., Фрид М.И., Постмодерн коммерции (трансформация коммерции в современном обществе), СПб, "Бизнес-пресса", 2001 г., с. 96.

ПРИМЕР N 4.9.

"Выйти из пространства нормы можно по-разному. В 1991 году Ельцин взобрался на танк и стал героем. В 1999 году Путин произнес фразу о своем намерении "мочить террористов в сортире". Никто не ждал от главы государства матерной лексики. Но люди ждали именно такой реакции на теракты. Путин вышел из пространства нормы и стал "героем-защитником".

Правда, далеко не всегда герою нужен танк. Бывает и так, что обыденные поступки способствуют героизации лидера. Например. Ельцин, будучи первым секретарем МГК КПСС, ездил в троллейбусе, что способствовало росту его популярности. Когда люди, занимающие высокие посты в государстве, спускаются до уровня "простого народа", то это воспринимается как нечто исключительное.

В этой связи примечателен следующий пример из жизни наших олигархов: "Фридман поспорил с Авеном, что сможет проехать в метро одну остановку без охраны. Проехал. А потом долго рассказывал всем, как он ездил в метро и как на него смотрели, явно узнавая, окружающие пассажиры" (газета "Stinger", сентябрь 2001 г.) "Героизм" М. Фридмана в том, что он вышел из "пространства нормы" олигарха. Для олигархов лимузин, машины сопровождения, вооруженная охрана - обыденные вещи. А поездка в метро - выход за пределы нормы. Но Фридман сыграл в "принца и нищего" лишь для того, чтобы выиграть пари. Ельцин же проторил себе таким образом путь к власти. Так что даже трамвай или метро могут стать ареной "героических" поступков. Важен сам по себе факт выхода за пределы принятых в обществе представлений. На афише одного из американских блокбастеров красовался слоган: "Историю делают те, кто нарушают правила". О технологии создания героев точнее не скажешь".

Цуладзе А., Политическая мифология,
М., "Эксмо", 2003 г., с. 170-171.

На протяжении исторического времени представление о Герое-эталоне меняется, но сам эталон Героя необходим:

ПРИМЕР N 4.10.

"В Средние века до эпохи Возрождения успешно действовала идея о том, что разбой и разорение, благополучный набег на чужую территорию, а иной раз и на свою собственную рассматривались как совершенно приемлемый метод обогащения. В европейской цивилизации было широко распространено представление о герое-завоевателе как олицетворение всевозможных добродетелей, идеале для подражания. Эпоха Возрождения пробудила новые подходы ко многим социально-культурным процессам, в т.ч. к представлению о богатстве и источниках его происхождения. Переменились социальные идеалы; герой того времени - уже не воин-завоеватель, а удачливый купец, ремесленник, художник. Меркантилизм стал теоретической концепцией, которая в дальнейшем и обосновала такой сдвиг в общественном сознании".

Драгункина Н.В., Приходько А.В., История экономических учений,
М., "Экзамен", 2005 г., с. 41.

ПРИМЕР N 4.11.

"Еще в период расцвета Эллады термин "герой" перешел на простых смертных: на павших за отечество, на тираноубийц (словом, уже умерших). Культ мертвых был зерном героической идеи. Понятие "герой" совпадало с понятием "почивший, мертвый". Лишь впоследствии, риторически, оно распространялось - крайне редко, в виде исключения - на живущих.

В христианстве идея героизма потускнела на фоне идеи святости. Но как оценивает жизнь этой идеи Йохан Хейзинга, в эпоху феодализма понятие "рыцарство" возвысилось до всех функций героического, связав благородное служение своему сюзерену и верность христианскому долгу. В эпоху Ренессанса вызрело новое представление о доблести человека: мужество есть лишь одна из многих добродетелей, самопожертвование никак не является преобладающей ценностью, главным считается успех. В XVII веке в Испании имя heroe было присвоено концепции "энергической личности", уже предвещающей романы Стендаля. Во Франции в ту же эпоху барокко heros приобретает иное звучание: трагедии Корнеля и Расина запечатлевают фигуру трагического героя. Политика Людовика XIV вводит в моду поклонение героям национально-милитаристского склада, топит героическое в роскоши, высокопарности и помпезных триумфах. К поэтическому мотиву добавляются звон меди и гром барабанов. В XVIII веке образ великого человека опять изменяется. Восходящая демократия находит свой идеал в фигурах римской гражданской добродетели. Век просвещения и гуманизма находит выражение героического идеала в "гении", романтизм, в свою очередь, открывает новый образ героя, германского и кельтского, который превосходит греческих атлетов по своей духовной ценности. Героический идеал постепенно более или менее явно расслоился на историко-политический, театральный, философско-литературный и поэтически-фантастический виды".

Спицына А., Герой умер, да здравствует герой,
журнал "Top-Manager", 2005 г., N 7-8, с. 106-107.

4.3. Главный - и все остальные;

Эта схема близка предыдущей, но не совпадает с ней.

ПРИМЕР N 4.12.

"Интересное исследование символики раннехристианского средневековья принадлежит С.С. Аверинцеву. Так, он указывает, что византийский император воплощает в себе идею божественной власти, является ее живой эмблемой (Аверинцев С.С., Символика раннего Средневековья (к постановке вопроса), Семиотика и художественное творчество, М., 1977 г., с. 314)".

Леонтьев А.А., Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность),
М., "Смысл", 2001 г., с. 22.

ПРИМЕР 4.13.

"Предельно свернуты знаки, например, в голливудских боевиках: Хорошие Парни против Плохих Парней. Хорошесть и плохость героев здесь не важна и никого не волнует, поэтому даже никак не обосновывается. Противоборствуют две стороны, Х и П, зритель болеет за Х против П.

А вот реальность. Россия уже два века помнит и почитает декабристов: пять повешенных, десятки сосланы в каторгу. Но Россия не желает помнить о сотнях солдат, которые поверили посулам заговорщиков-декабристов и были на Сенатской расстреляны на картечь. Эти обманутые декабристами солдаты, умершие вполне мучительной смертью - лишние в русском социокультурном пространстве. Их не надо. Они мешают чистоте знака: декабристы - благородные герои и мученики. Сочувственное, сопережевательное отношение к молодым восстанцам против царизма за республиканство - персонифицированы в нескольких образах аристократов-офицеров. Как бы им делегированы функции всей массы восставших - храниться памятью потомков и принимать чувства и юбилеи.

Сходным образом Анна Франк - знак всех еврейских детей, погибших в Холокосте. А менее известная Таня Савичева - знак советских детей, погибших в Ленинградскую Блокаду.

Идеал подобного знака - памятник Неизвестному Солдату. Один за всех и все за одного. Цветы и признание всем канувшим в войне.

Т-34 и "тигр" - знак танков II Мировой. A Me-109 - знак истребителя. Хотя ФВ-190 был чуть лучше. И "спит-файр", "мустанг" или Ла-5ФН были всяко не хуже, и наштамповано их было больше".

Веллер М., Кассандра,
СПб, "Фолио", с. 279.

ПРИМЕР 4.14.

"Однако настоящий бум массовой культуры начинается в 1970-1980-е гг. - задолго до провозглашения идей перестройки, когда западная массовая культура проникает в ранее закрытое советское пространство и оказывает активное влияние на его идеологию и эстетику. В кинематографе делается ставка на жанровое кино - боевик и мелодраму, в музыке полностью легализуется рок и официально разрешается жанр мюзикла в духе "Иисуса Христа - суперзвезды". Это время всеобщего упоения композициями "Pink Floyd" и "Uriagh Heep", энтузиазма первых отечественных рок-фестивалей и - чуть позже - появления фильмов "Пираты XX века", "Экипаж" и т. п. Здесь традиционные образы Воина и Рабочего заменяются более новым, современным и привлекательным - Супергероя. Привлекательность этого имиджа напрямую зависит от степени его мифологизации, и, удаленный от действительности с ее безвестными героями трудового фронта, в которых легко узнать себя и себе подобных, он оставляет более яркое эмоциональное впечатление".

Костина А.В., Массовая культура как феномен постиндустриального общества,
М., "Едиториал УРСС", 2005 г., с. 122.

4.4. Доступно всем!

Традиционно родиной массовой культуры считают США - страну, выросшую на активном противостоянии Старому свету и не ведавшей до середины XIX в. ни большой литературы, ни живописи, ни оперы.

Но схема введения эталона, названная Автором "Доступно всем!", неоднократно использовалась и в других странах.

Так, в 1948 г. А. Жданов "задал эталон" в своем выступлении перед деятелями советской музыки: он сказал, что произведение искусства "тем гениальнее, чем оно доступнее для широких масс народа", а в искусстве непонятном народ не нуждается (Совещание деятелей советской музыки в ЦК ВКП (б), М., 1948 г., с. 143-144).

ПРИМЕР 4.15.

"Гуманизм предлагает измерять жизнь запросами, нуждами и правами человека. Но - какого человека? Кто принят за единицу измерения? Судя по современному цивилизованному миру, эталоном человека признан сексуально неполноценный прожорливый дебил, склонный, как пишут в бюллетенях о продаже загородной недвижимости, "к постоянному отдыху". Мир подстроен именно под него, под его проблемы с возбуждением, музыкальным слухом, умственными способностями, симпатиями в политике".

Москвина Т., Бес мелкого,
еженедельник "Дело" (СПб), от 02.08.2004 г., с. 12.

ПРИМЕР 4.16.

"…стандартизация языка происходит не только на низовом, бытовом уровне, но и на том уровне, где каждое слово опирается на многовековую традицию, - имеется в виду язык Библии, который уже подвергся модернизации. Это, к примеру, перевод Библии в США, из которой под влиянием политкорректности исключено упоминание о том, что Христос распят иудеями. Чтобы удовлетворить феминистские амбиции, понятие Бог-Отец изменено на Бог-Отец-Мать. В Англии приступают к изданию модернизированной Библии тиражом 10 млн экземпляров, из которой изъяты понятия искупления и покаяния и осовременены, профанированы понятия Благодати (заменено на "незаслуженные блага") и распятия (заменено словосочетанием "прибивание к кресту"). В таком новом качестве Библия выступает как феномен массовой культуры, утрачивая свое сокровенное общечеловеческое содержание".

Костина А.В., Массовая культура как феномен постиндустриального общества,
М., "Едиториал УРСС", 2005 г., с. 105-106.

X. Ортега-и-Гассет, различал в искусстве три основные вида: популярное, непопулярное и "принципиально непопулярное", которое может функционировать исключительно "для ценителей" и не может стать массовым. (К этому виду он относил музыку Дебюсси и Стравинского, живопись Пикассо и Брака, литературу Джойса и Пиранделло).

Возвращаясь к популярной, массовой культуре, приведем классификацию ее мировоззренческих ориентаций, предложенную М.Б. Смитом:

1) индивидуализм - в центре внимания находится человек, который является мерой всех ценностей;
2) вера в возможность усовершенствования человека, игнорирующая политические и этические пути преобразования жизни людей;
3) ценность самораскрытия: "пусть все будет наружу!";
4) акцент на ситуации "здесь-и-теперь", отказ от планирования своей жизни;
5) гедонизм - "делай то, что тебе нравится", связанный с принципом "здесь-и-теперь";
6) иррационализм, проявляющийся в недоверии к традиционной науке и рациональному пути решения проблем, в полагании на интуицию, в интересе к мистике и оккультным явлениям, к измененным состояниям сознания, в частности к расширению его возможностей путем приема наркотиков и т.п.

Цитируется по источнику: Степанов С.С., Популярная психологическая энциклопедия,
М., "Эксмо", 2005 г., с. 177.

Приведем характерный пример:

ПРИМЕР N 4.17.

Рассказывает кинокритик Д.Б. Дондурей: "...в информационном обществе самыми массовыми продуктами потребления являются две вещи: новости и сериалы. Новости - чтобы понять, что мы живы, а сериалы - чтобы понять, зачем мы живем. Почему все началось с латиноамериканского "мыла"? Потому что благодаря сериалам наш народ в те годы, условно говоря, оказался на кушетке у психотерапевта. Так он отходил от реальности за окном, которую не понимал и боялся. Правда, психотерапевты из Мехико не столько лечили, сколько заговаривали наших зрителей, чтобы они на себя руки не наложили. Бразильское и мексиканское "мыло" помогло стране не сойти с ума и избежать гражданской войны. Потому что главный месседж этих сериалов был в сущности спасительным для тогдашнего осиротевшего зрителя: добродетели по-прежнему есть место в жизни, жизнь проста и прекрасна, все люди делятся на честных и злодеев, и зло в конечном счете будет наказано. Это были очень дешевые сериалы - компания "Телевисса" одну серию снимала за день, каждая обходилась нашему ТВ всего в 1500$. Но у этих сериалов было бесценное достоинство: они все были про благородных героев. Таким образом, бразильские и прочие персонажи невольно приняли эстафетную палочку из рук Тихонова - Штирлица, у героев Баталова и Никулина […] Актриса Вероника Кастро стала в России третьим человеком по популярности в 1991 году, уступив только Ельцину и Руцкому. Это можно объяснить не столько новизной жанра, сколько тем, что ее героиня Марианна - потрясающе хороший и благородный человек! Она была морально "не хуже" Штирлица, понимаете? И в 91-м году, когда люди копили деньги на картошку, она была единственным человеком в телевизоре, который утверждал:

а) в любых обстоятельствах важно оставаться хорошим человеком;
б) за перенесенные страдания ты обязательно будешь вознагражден, все закончится хорошо!
"

Дондурей Д.Б., Наши сериалы предлагают жить вчера (интервью),
журнал "Огонек", 2004 г., N 45, c. 14-15.

4.5. Правильно/образцово - неправильно…

В данной схеме термин "эталон" выступает в своем изначальном значении: образец для подражания, для копирования…

ПРИМЕР N 4.18.

"Троица" А. Рублева с момента своего создания "была любимейшей иконой древнерусских художников", служила образцом для бесчисленных копий и воспроизведений".

Ионина Н. А., Сто великих картин,
М., "Вече", 2000 г., с. 24.

ПРИМЕР 4.19.

"Римское право может быть проинтерпретировано как первая систематически разработанная теория принятия решений. Эти решения касались различных проблем осуществления хозяйственной деятельности. В рамках римского права решение впервые было представлено в качестве ответа, который регламентировал осуществление дальнейшей предметно-практической деятельности. Чаще всего римское право предписывало действовать по жестко заданному алгоритму. Эти алгоритмы могли, например, строго прописывать порядок передачи каких-то объектов в собственность, определять права на вещи, регламентировать систему взаимоотношений внутри семьи и т.д. Римское право предлагало строгие и последовательные инструкции, как и при каких обстоятельствах необходимо действовать. Если же событие было достаточно индивидуализировано и требовалось принятие решения за рамками прописанного права, то в этом случае в римском праве предлагался некоторый алгоритм того, как следует действовать, в каком случае судья мог самостоятельно принимать решения, не опираясь на ранее сформулированные варианты ответов таких крупнейших римских юристов, как Папиниан, Ульпиан, Павел, Гай, Модестин, Цельс".

Сорина Г.В., Принятие решений как интеллектуальная деятельность,
М., "Гардарики", 2005 г., с. 41-42.

Кроме того, можно найти немало примеров использования "анти-образцов", показывающих, "каким быть не надо":

ПРИМЕР N 4.20.

"При сопоставлении социограмм, составленных разными специалистами в разных группах, бросаются в глаза некоторые общие черты, а именно непременное наличие определенных категорий учащихся в структуре почти каждого класса. Детальная разработка этой проблемы с выделением конкретных социально-психологических ролей (ниш) требует масштабных эмпирических изысканий. Поэтому остановимся на вполне очевидной фигуре, наличие которой можно отметить в большинстве социограмм, - фигуре изгоя, или аутсайдера. Хотелось бы разобраться, чем определяется сам факт появления такой фигуры в структуре группы. Первое предположение, подсказанное здравым смыслом, состоит в том, что в роли отвергаемого оказывается человек, обладающий определенными особенностями, которые не находят одобрения у других членов группы. Однако некоторые эмпирические наблюдения позволяют предположить, что такого рода особенности выступают не столько причиной, сколько поводом для отвержения. Подлинной причиной выступает наличие "вакансии" изгоя в структуре группы. Если в группе эта ниша уже кем-то заполнена, то другому, скажем - новичку, надо обладать чрезвычайно сильно выраженными негативными особенностями, чтобы заслужить отвержение. Столь же выраженные особенности, как и у "штатного" аутсайдера, могут уже и не вызвать отвержения. В своем составе группа может терпеть двух-трех изгоев. Дальше наступает перенаселение ниши, которому группа начинает препятствовать: если в составе группы слишком много недостойных членов, это снижает ее статус. Некоторые другие ниши, которые, похоже, также существуют в структуре группы и представлены ролями неформального лидера, "шута", "первой красавицы", могут быть заполнены лишь одним человеком. Появление нового претендента на такую роль приводит к острой и довольно кратковременной конкуренции, которая неизбежно вскоре завершается вытеснением проигравшего в другую нишу.

Однако вернемся к аутсайдеру. Чем продиктована необходимость этой ниши в структуре группы? Можно предположить, что человек, наделенный в группе социометрическим статусом изгоя, выступает своего рода козлом отпущения. Эта фигура необходима для самоутверждения остальных членов группы, для поддержания на достаточно высоком уровне их самооценки. Если эта ниша пустует, то члены группы оказываются лишены возможности выигрышного сравнения себя с кем-то менее достойным. Аутсайдер, обладающий выраженными негативными чертами, служит удобным оправданием для всех, кто также не лишен этих черт. Своей явной или, чаще, искусственно акцентированной ущербностью он фокусирует на себе проекцию всего группового "негатива". Такой человек служит необходимым элементом баланса всей социально-психологической "экосистемы"".

Степанов С.С., Популярная психологическая энциклопедия,
М., "Эксмо", 2005 г., с. 75-76.

ПРИМЕР 4.21.

На какие темы нельзя высказываться в США?

Рассказывает дьяк Андрей Кураев: "Пока речь идет о мире, который достаточно терпим к различным убеждениям, в этом нет ничего страшного. Но если вдруг у государства проявятся идеологические приоритеты - официальные или не официальные, - это может серьезно сказаться на судьбе гражданина. Что, кстати, очень хорошо заметно в США и в Европе. Там есть правила политической корректности, запретные темы для обсуждения.

Например, тот, кто попробует поставить вопрос о преимуществах христианства перед иудаизмом или займется критикой иудейской мистики, сразу лишится работы. На это работает огромная машина - Антидиффамационная лига называется, - которая отслеживает "некорректные высказывания".

В одной из своих книг, посвященных проблеме антисемитизма в русской литературе, они обозвали всех русских классиков антисемитами. Даже Пушкина. Это меня удивило. Господи, думаю, а этот-то эфиоп, негритенок как же в антисемитах оказался? Прочитал и обнаружил ключевую фразу: "Антисемитизм Пушкина проявился в том, что он не создал ни одного крупного положительного образа еврея". В США сейчас еврейская диаспора занимает роль КПСС в Советском Союзе".

Никонов А.П., Сливки. Портреты выдающихся современников кисти Александра Никонова,
М., "Глобулус", "НЦ ЭНАС", 2004 г., с. 74-75.

* * *

Естественно, эталон может вводится и с использованием комбинации вышеописанных схем… Не сработает с первого раза - сработает в результате многочисленных повторений. Не сработает одна схема - сработает другая.

ПРИМЕР N 4.22.

"На опыт церкви любил ссылаться и Йозеф Геббельс, аргументируя необходимость бесконечного повторения в пропаганде: "Никто из прихожан не скажет: "Святой отец, вы об этом уже говорили в прошлое воскресенье". Дело обстоит как раз наоборот: люди идут в церковь и изо дня в день слушают одни и те же проповеди. Мало того, они слушают их с терпением и вниманием. То, что годится для церкви, годится и для пропаганды" (Цит. по: Рисе К. Адвокат дьявола Геббельс, М., 2000 г., с. 339). Геббельс умело использовал "технологии" церкви, поставив их на службу мифологии Третьего рейха".

Цуладзе А., Политическая мифология,
М., "Эксмо", 2003 г., с. 219.

Заметим, что из всех вышеперечисленных примеров, пожалуй, только Римское право (см. ПРИМЕР 4.19) является "долгоиграющим" произведением. Вряд ли большинство Читателей, не имеющих юридического образования, близко знакомы с текстом Римского права. Но если бы ознакомились, были бы поражены: в каком количестве современных текстов "растворены" его идеи…

Подробнее об этом "растворении" и других механизмах, порождающих долгоиграющие произведения, будет рассказано в последующих разделах...

Впервые материал был опубликован на сайте http://www.triz-chance.ru "Экспертные системы "ТРИЗ-ШАНС" по адресу: http://www.triz-chance.ru/text.html

На сайте "Открытые бизнес-методики и технологии "Рекламное Измерение" материал опубликован 14 июля 2008 г.

aaaadddaaaa